Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе: ФГОС ООО, примерной программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной. 11-е изд., – М.: Просвещение, 2017). Рабочая программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе. Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Цели изучения литературы: 1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; 2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; 3. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; 4. Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; 5. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; 6. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); 7. Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Программа рассчитана на 51 час (2 часа в неделю в I полугодии и 1 час в неделю во II полугодии). Планируемые результаты изучения литературы Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 8) формирование экологической культуры на ос3овее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты: 1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 7) собственная интерпретация изученных литературных произведений; 8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; 11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; 12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Раздел II. Учебно - тематический план № п/п 1 2 3 3 4 5 6 7 Итого Название темы Введение Устное народное творчество Из древнерусской литературы Из литературы XVIII века Из литературы XIX века Из русской литературы XX века Из зарубежной литературы Обобщение и контроль знаний за курс 8 класса Количество часов 1ч 2ч 2ч 2 ч (1+1 к/р) 30ч (26 ч + 2 р/р + 2 к/р) 10 ч ( 9 ч+ 1 р/р) 2 ч 1ч 51 ч Раздел III. Содержание тем учебного курса. ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч) Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч) Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 ч) Иван Андреевич Крылов (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении). Кондратий Федорович Рылеев (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление) Александр Сергеевич Пушкин (9 ч) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект. Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. К.Р.№ 2 по произведениям А.С.Пушкина. Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Николай Васильевич Гоголь (7 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений). К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям Н.В.Гоголя. Н.В. Гоголя «Ревизор». P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Иван Сергеевич Тургенев (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч) А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). Антон Павлович Чехов (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ч) Иван Алексеевич Бунин или Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Александр Иванович Куприн Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме. Сергей Александрович Есенин (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений). Писатели улыбаются (2 ч) Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект. Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений). Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе. Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений). Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений). Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект. Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений) Александр Трифонович Твардовский (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий). P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (1 ч) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект. Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления). P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Контрольная работа по произведениям о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (1 ч) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект. Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка . ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч). Уильям Шекспир (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Жан Батист Мольер (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии). Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч). К.Р. Контрольное тестирование. Раздел IV. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: – выделение характерных причинно-следственных связей; – сравнение и сопоставление; – умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; – самостоятельное выполнение различных творческих работ; – способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; – осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); – владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; – составление плана, тезиса, конспекта; – подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; – использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; – самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Произведения для заучивания наизусть: Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор) А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок) М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся) Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор) Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор) А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор) О Родине и родной природе 2-3 стихотворения на выбор) Основные теоретико-литературные понятия: – Художественная литература как искусство слова. – Художественный образ. – Фольклор. Жанры фольклора. – Литературные роды и жанры. – Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. – Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, герой-повествователь. – Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. – Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса Учащиеся должны знать/ понимать: - Тексты художественного произведения. - Основные темы и особенности композиции изученных произведений. - Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений. - Основные признаки теоретико-литературных понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа. - Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. - Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору). - Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков. Учащиеся должны уметь: - Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении. - Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним. - Различать эпические, лирические и драматические произведения. - Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического). - Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права. - Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. - Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения. - Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче. - Давать анализ отдельного эпизода. - Находить изобразительно-выразительные средства в тексте. - Конспектировать литературно-критическую статью. Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. - выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять; - самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы, используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и обоснованно отстаивать свою; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных. Тематическое планирование № п/ п Тема Коли чество часов 1 Русская литература и история. 1 2 Русские народные песни. Исторические песни. 1 3 4 Предания-поэтическая автобиография народа Житие Александра Невского» (фрагменты). 1 1 5 Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1 1 Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. Осмеяние пороков в басне Крылова «Обоз» Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева. Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и др. Тема любви и дружбы в стихотворениях Пушкина История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»). Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 Образ Пугачева на страницах повести Пушкина P.P. Выразительное чтение, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведе ния (планир уемая) Дата проведен ия (фактиче ская) тематики, проблематики, эмоционального содержания. идейно- 18 Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». К.Р. 1 19 Контрольная работа № 2 по произведениям А.С.Пушкина. 1 20 21 Анализ контрольной работы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1 1 22 Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. 1 P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». К нам едет ревизор. «Ревизор» Гоголя. Портрет городничего и чиновников города «Ревизор». Образ Хлестакова. К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям Н.В.Гоголя. 1 29 30 Анализ контрольной работы P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект. 1 1 31 Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя. К.Р. 1 32 Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» Лескова. 1 23 24 25 26 27 28 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала». Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала». 1 Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». P.P. Утверждение согласия 1и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна). Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл. Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему. И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем». Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин». Образ Василия Теркина произведении А. Твардовского «Василий Теркин». Стихотворения о Великой Отечественной войне. К.Р. Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану. 1 Произведения произведениях В.Скотта. Произведения произведениях В.Скотта. ИТОГОВЫЙ тестирование. зарубежной литературы в Шекспира, Ж.-Б. Мольера, 1 зарубежной литературы в Шекспира, Ж.-Б. Мольера, 1 КОНТРОЛЬ Контрольное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 51 Заключительный урок. систематизация знаний Контрольные работы-4 Уроки развития речи-4 Обобщение и 1