литература 11 класс

Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе следующих
нормативных документов и методических рекомендаций:
- федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО
Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»,
- общеобразовательной программы по литературе 5-11 кл, авт. Т.Ф. Курдюмова,
С.А.Леонова. Рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Программа предусматривает преподавание литературы как в общеобразовательных
классах, так и классах повышенного уровня за счет расширения историко-литературного
контекста, за счет углубления теоретического материала и терминологии. По школьному
учебному плану на изучение литературы в 11 классе выделено 3 часа в неделю 102 ч в год. В
основе тематического планирования лежит Программа по литературе под редакцией
Курдюмовой Т.Ф (105 часов), а школьный учебный план предусматривает только 102 часа. В
соответствии с ним были внесены следующие изменения:
- изучение темы «Сатирическая и юмористическая литература конца XIX-XX века»
даётся обзорно.
- включено обзорное изучение зарубежной литературы (проекты).
- добавлен час на итоговую контрольную работу.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
Цели изучения курса литература:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предметно-ориентированные цели:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС
общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных
во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Формы контроля знаний
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по литературе, являются:
система коммуникативно-творческих работ («Творческая мастерская», «Творческий
практикум», «Читательская конференция», «Самостоятельный анализ произведения»),
сочинения проблемного характера, создание рецензии, сообщений, докладов, рефератов,
презентаций, тестовые работы, итоговая контрольная работа.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует
представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние
законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом
историческим. Структура курса литературы в основной школе – литературный процесс в его
последовательности от древности до наших дней. В 10-12-х классах
формируется
представление об историко-литературном процессе в 19-20 веках. 19-ый век рассматривается в
связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идёт речь о таких
понятиях, как «стиль писателя», «литературная школа», «литературная критика» и её роль в
литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной
литературы.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых
помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными
направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые
определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя.
Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное
восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих
произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее
вклад в мировую художественную культуру.
В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов
формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия
художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим
литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов
эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и представления, надо
устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики,
проблематики,
идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история,
обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Методы и формы обучения
В учебно-тематическом планировании предлагаются разные типы уроков. Основными
типами уроков являются лекции, лекции с элементами беседы, эвристические беседы,
практикумы, семинары, уроки развития речи.
Лекция используется на вводных уроках. В течение лекции целесообразно обучать
составлению планов, схем, тезисов, конспектов.
Урок-беседа должен быть проблемного характера. Вопросы подбираются высокой степени
сложности, не предполагающие односложного ответа.
Эвристическая беседа отличается тем, что ученики не только участвуют в разговоре, а
защищают своё мнение, аргументируют свою точку зрения.
На уроке-практикуме ведущей деятельностью становится углублённая исследовательская
работа с текстом.
Семинар предназначен для обобщения и углубления знаний по теме. Урок такого типа решает
несколько задач: организация самостоятельной работы учащихся, выявление их творческих
способностей и социально-нравственных ориентаций. Задания могут быть индивидуальные и
групповые. На семинаре учащиеся могут выступать с докладами и рефератами.
Уроки развития речи включают в себя устные и письменные ответы учащихся. Письменные
работы могут быть в форме итоговых сочинений и сочинений-миниатюр. Сочиненияминиатюры выполняются и в классе, и дома как промежуточная работа по крупной
монографической теме, но не повторяют тематику больших сочинений.
Планируемые результаты освоения учебной программы учащимися 11 классов
В результате изучения литературы ученик должен
знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков конца19 – начала 20в в.;
-основные закономерности историко-литературного процесса; черты литературных
направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных

произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять авторскую позицию;
- выразительно читать произведение (или фрагмент), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на
литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Всего на изучение курса предусмотрено 102 часа (3 часа в неделю)

1.

ТЕМА
Введение

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

И.А.Бунин
А.И.Куприн
А.Аверченко
«Серебряный век» русской литературы
М.Горький
А.А.Блок
Новокрестьянская поэзия.
С.А.Есенин
В.В.Маяковский
А.А.Фадеев
А.П.Платонов
М.А.Булгаков
А.Н.Толстой
А.А.Ахматова
М.И.Цветаева
О.Э.Мандельштам
М.А.Шолохов
Литература периода Вов.
А.Т.Твардовский
Б.Л.Пастернак
А.И.Солженицын
В.Набоков
Деревенская проза
Литература 70-80-х гг.
Литература на современном этапе

Кол. часов
2
5
4
1
7
7
6
1
5
5
3
2
6
3
3
2
1
8
2
3
4
3
1
2
3
4

27.
28.

Новейшая русская литература
Зарубежная литература 2 половины XX века

1
1

Тематическое планирование
№

1

Тема

Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке.
Основные направления, темы и проблемы русской
литературы 20 века. Характеристика литературного
процесса
начала
20
века.
Многообразие
литературных направлений, стилей и школ, групп.
Направления философской мысли начала столетия.

Коли
чество
часов
1

Дата проведения
План.

Факт.

Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её
философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер»,
«Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний
шмель». Чтение и анализ стихотворений.
Бунин. «Господин из Сан-Франциско».Изображение
мирового зла в рассказе.Символика бунинской прозы.

1

Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи».
Своеобразие лирического повествования в прозе
писателя.
Куприн. Жизнь и творчество. Основные темы и
проблемы.
Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».
Горький. Жизнь и творчество.
Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха
Изергиль». Проблематика и особенности композиции
рассказа.
Романтический
герой
в
ранних
романтических рассказах Горького.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и
конфликта пьесы. Обитатели «дна» в пьесе «На дне».
Смысл названия произведения.

2

12
13
14

Роль Луки в пьесе.
Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
Русский символизм и его истоки.

1
1
1

15

В.Брюсов. Жизнь и творчество. Брюсов как
основоположник
символизма
в
России.
Проблематика и особенности стиля поэта.
К. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики.
А. Белый. Тема Родины в творчестве поэта
А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты.
Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о
Прекрасной Даме».

1

Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и
анализ стихотворений. Развитие понятия об образе –
символе.
Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Чтение и
анализ стихотворений.
Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её
художественного мира. Идейное содержание
произведения.
Акмеизм как национальная форма неоромантизма
Н.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика
его лирики.
Футуризм как литературное направление. Русские
футуристы.
Поиски новых поэтических форм в лирике
Северянина, Хлебникова.

1

2

3

4-5

6
7-8
9
10

11

16
17
18
19

20

21
2223
24
25
26
27

1

1
2
1
1

1

1
1
1
1

1
2

1
1
1
1

28
29

30
31
32
33

34
35
36
37

38
39
40
41
42
4344

45

46
47

48

49
50
51

В.Маяковский. Жизнь и творчество
Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос
революционного переустройства мира. Сатирический
пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений
Своеобразие любовной лирики Маяковского. Чтение
и анализ произведений.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Чтение и анализ стихотворений».
В.Маяковский-драматург.Сатирическое изображение
современности.
Художественные и идейно-нравственные аспекты
новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы
жизни и творчества (обзор).
С.Есенин. Жизнь и творчество.

1
1

Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ
стихотворений.
Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и анализ
стихотворений.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике
Есенина. Трагизм восприятия гибели русской
деревни. Чтение и анализ стихотворений.
«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.
Общая
характеристика
русской
литературы
послереволюционных лет
А.Толстой. «Петр Первый» - первый советский
исторический роман.
А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя.
Знакомство с романом «Разгром».
Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль
интеллигенции в революции.
М.Цветаева. Жизнь и творчество.Тема творчества,
поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины.
Чтение и анализ стихотворений. Своеобразие
поэтического стиля.
О.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический
конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ
стихотворений.
А.Ахматова. Жизнь и творчество.
Художественное
своеобразие
и
поэтическое
мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба
поэта в лирике Ахматовой. Чтение и анализ
стихотворений
Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии
народа и поэта. Тема суда времени и исторической
памяти. Особенности жанра и композиции.
Б.Пастернак. Страницы жизни и творчества.
Философский характер лирики поэта. Основные темы
и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.
Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек,
история и природа в произведении.

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
2

1

1
1

1

1
1
1

52
53
54
55
5657
58
59
6061
62
63
64
65
6667
6869
70
71
72
73
74

7576
77
78
79

80
81

82

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».
Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с
проблематикой романа.
М.Булгаков. Жизнь и творчество.
История создания романа Булгакова «Мастер и
Маргарита». Жанр и композиция произведения.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1
1

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и
Маргарита».
Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и
Маргарита».
Контрольный урок развития речи по роману
Булгакова «Мастер и Маргарита».
А.Платонов. Жизнь и творчество.

1

Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания,
сюжет, композиция, идейный смысл.
М.Шолохов. Жизнь и творчество.
История создания романа «Тихий Дон». Споры
вокруг произведения.
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий
Дон».
«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в
изображении Шолохова.
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в
романе «Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий
Дон».
Русская литература в изгнании. Проза и поэзия
русской эмиграции(обзор)
Патриотические мотивы и сила народного чувства в
лирике военных лет (Сурков, Симонов, Исаковский и
др.
Проект «Человек на войне и правда о нем». Защита
проектов.
Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор).
Тематическое и жанровое разнообразие литературы.
А.Твардовский. Страницы жизни и творчества.

1

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и
будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и
анализ стихотворений
Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»
И.Бродский.
Слово
о
поэте.Проблемнотематический диапазон его лирики. Чтение и анализ
стихотворений.
А.Солженицын. Жизнь и творчество.

1

1
1
2

1
2
1

1
1
2
2
1
1
1
1
1

2
1
1

1
1

1

8384

А. И. Солженицын. Тема трагической судьбы
человека в тоталитарном государстве. «Один день
Ивана Денисовича». «Архипелаг ГУЛАГ» (главы)

2

8586
87

В.Шаламов. Жизнь и творчество.Проблематика и
поэтика «Колымских рассказов».
В.Астафьев. Природа и человек в произведениях
Астафьева(обзор)

2

8889
9091

В.Распутин. Нравственная проблематика повестей
писателя
В.Шукшин. Изображение народного характера и
картин народной жизни в рассказах. Особенности
повествовательной манеры Шукшина.

2

А.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота».
Проблематика,
конфликт,
система
образов,
композиция пьесы.
94
Общий обзор европейской литературы 20 века
95
Д.Лондон. Раздумья писателя о человеке и его
жизненно пути.
96
Б. Шоу.Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта
в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии
97
Г.Аполлинер. Экспериментальная направленность
лирики.
98Э.Хемингуэй. Слово о писателе. Обзор его
99
творчества.
Духовно-нравственные
проблемы
повести «Старик и море».
100- Резервные уроки
102

2

9293

1

2

1
1
1
1
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».