Родной русский 10 класс

Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством электронной почты, учебных телевизионных
программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных
ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, готовность к служению Отечеству, его защите;
-формирование уважение к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-развитие компетенций сотрудничества в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
-искать и находить обобщенные способы решения задач;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
-координировать и выполнять работу в
комбинированного взаимодействия;

условиях

реального,

виртуального

и

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности;
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования;
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;

- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым норма

Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
1. Русский язык в кругу других языков. 1 ч. Общие сведения об истории и происхождении
русского языка. Русский язык в кругу славянских языков. Русский язык в кругу других
индоевропейских языков. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в
русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
2. Структура русского национального языка.1ч.Общее представление о структуре русского
языка. Литературная и нелитературные формы. Функциональные стили как разновидности
литературной формы русского языка. Язык художественной литературы. Просторечие.
Территориальные и социальные диалекты. Лексическое и грамматическое богатство и
выразительные возможности русского языка в свете структурного разнообразия его форм.
3. Общие сведения из истории русского языка.1 ч.История создания русской письменности.
Кириллица и глаголица. Отражение в славянской письменности духовной и материальной культуры
славян. Краткая история развития русского языка и русского литературного языка. Роль
церковнославянского языка в истории русского языка. Церковнославянизмы и их выразительные
возможности. Роль заимствованных слов в истории формирования словарного богатства русского
языка.
4. Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь 2 ч.Общее представление о
типологических характеристиках русского языка в сравнении с языками другого строя. Ярусы
русского языка и разделы науки о языке. Взаимосвязь фонетики, орфоэпии и графики; морфемики
и словообразования; морфемики, словообразования и морфологии; морфемики, словообразования
и лексики; словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, синтаксиса и пунктуации.
5. Фонетика. Орфоэпия. Графика 2 ч. Фонетический строй русского языка. Особенности
русского ударения. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. История возникновения
произносительной нормы современного русского литературного языка.
6. Морфемика и лексика 2ч. Словообразовательные возможности русского языка для
формирования его лексического богатства. Морфемы-синонимы и омонимы. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Паронимы и их различение. Нарушение лексических и
словообразовательных норм как прием. Лексические и словообразовательные ошибки в детской
речи как иллюстрация освоения словообразовательной системы и словаря русского языка.
Нарушение лексических и словообразовательных норм как художественный прием.
7. Морфология и словообразование 3 ч Типичные ошибки в образовании грамматических
форм. Смысловые и стилистические варианты грамматических форм. Общие сведения из истории
возникновения отдельных грамматических форм, частей речи, грамматических категорий.
8. Морфология и орфография 2ч. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип
как основополагающий принцип русской орфографии. Краткие сведения из истории формирования
русской орфографии.
9. Морфология и синтаксис 3 ч. Типичные ошибки в словосочетания по типу управления,
нагромождение одних и тех же падежных форм. Типичные ошибки в построении простых и
сложных предложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Стилистические варианты синтаксических конструкций. Интересные факты из истории русского
синтаксиса.
10. Синтаксис и пунктуация 1 ч. Принципы и функции русской пунктуации. Взаимосвязь
синтаксиса и пунктуации. Основные сведения из истории формирования русской пунктуации.
11. Стилистика как раздел науки о языке.3 ч. Стилистическое богатство русского языка.
Источники формирования стилистических вариантов в лексике, морфологии, синтаксисе.
Лексическая стилистика. Фоника. Стилистика словообразования. Стилистика частей речи.
Синтаксическая стилистика.

12. Функциональные стили русского литературного языка.3 ч. Система функциональных
стилей современного русского литературного языка. Научный, официально-деловой,
публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль. Художественный
стиль и язык художественной литературы. Общие сведения из истории формирования
функциональных стилей и их жанров. Практикум по анализу и написанию текстов различных
жанров.
13. Русский речевой этикет. 2 ч. Правила русского речевого этикета: нормы и традиции.
Устойчивые формулы речевого этикета в бытовом общении. Функциональные стили и этикет.
Особенности русских этикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официальноделового стилей. Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение в Интернете.
14. Культура русской речи и эффективность общения 2 ч. Общее представление о принципах
и стратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения. Выбор
речевых средств для достижения коммуникативных целей.
15. Публичное выступление. Основы ораторского искусства 6 ч. Подготовка к публичному
выступлению. Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разных
ситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного, публицистического и
официально-делового стилей. История русской риторики. Мастера русского слова и знаменитые
ораторы.

Тематическое планирование

№

Тема

1

Русский язык в кругу других языков 1
Структура русского национального 1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

языка
Общие сведения из истории русского
языка
Разделы науки о русском языке и их
взаимосвязь
Фонетика. Орфоэпия. Графика
Морфемика и лексика
Морфология и словообразование
Морфология и орфография
Морфология и синтаксис
Синтаксис и пунктуация
Стилистика русского языка
Функциональные
стили
русского
литературного языка
Русский речевой этикет
Культура
русской
речи
и
эффективность общения
Публичное выступление

Часы

1
2
2
2
3
2
3
1
3
3
2
2
6

34 часа

Дата
Дата
планируемая фактическая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».