Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством электронной почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: -формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, готовность к служению Отечеству, его защите; -формирование уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации; -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; -готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; -развитие компетенций сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Метапредметные результаты: -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; -искать и находить обобщенные способы решения задач; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; -координировать и выполнять работу в комбинированного взаимодействия; условиях реального, виртуального и - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты: - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка при создании текстов; - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности; - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; - использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования; - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым норма Содержание учебного предмета «Родной русский язык» 1. Русский язык в кругу других языков. 1 ч. Общие сведения об истории и происхождении русского языка. Русский язык в кругу славянских языков. Русский язык в кругу других индоевропейских языков. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. 2. Структура русского национального языка.1ч.Общее представление о структуре русского языка. Литературная и нелитературные формы. Функциональные стили как разновидности литературной формы русского языка. Язык художественной литературы. Просторечие. Территориальные и социальные диалекты. Лексическое и грамматическое богатство и выразительные возможности русского языка в свете структурного разнообразия его форм. 3. Общие сведения из истории русского языка.1 ч.История создания русской письменности. Кириллица и глаголица. Отражение в славянской письменности духовной и материальной культуры славян. Краткая история развития русского языка и русского литературного языка. Роль церковнославянского языка в истории русского языка. Церковнославянизмы и их выразительные возможности. Роль заимствованных слов в истории формирования словарного богатства русского языка. 4. Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь 2 ч.Общее представление о типологических характеристиках русского языка в сравнении с языками другого строя. Ярусы русского языка и разделы науки о языке. Взаимосвязь фонетики, орфоэпии и графики; морфемики и словообразования; морфемики, словообразования и морфологии; морфемики, словообразования и лексики; словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, синтаксиса и пунктуации. 5. Фонетика. Орфоэпия. Графика 2 ч. Фонетический строй русского языка. Особенности русского ударения. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. История возникновения произносительной нормы современного русского литературного языка. 6. Морфемика и лексика 2ч. Словообразовательные возможности русского языка для формирования его лексического богатства. Морфемы-синонимы и омонимы. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимы и их различение. Нарушение лексических и словообразовательных норм как прием. Лексические и словообразовательные ошибки в детской речи как иллюстрация освоения словообразовательной системы и словаря русского языка. Нарушение лексических и словообразовательных норм как художественный прием. 7. Морфология и словообразование 3 ч Типичные ошибки в образовании грамматических форм. Смысловые и стилистические варианты грамматических форм. Общие сведения из истории возникновения отдельных грамматических форм, частей речи, грамматических категорий. 8. Морфология и орфография 2ч. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как основополагающий принцип русской орфографии. Краткие сведения из истории формирования русской орфографии. 9. Морфология и синтаксис 3 ч. Типичные ошибки в словосочетания по типу управления, нагромождение одних и тех же падежных форм. Типичные ошибки в построении простых и сложных предложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Стилистические варианты синтаксических конструкций. Интересные факты из истории русского синтаксиса. 10. Синтаксис и пунктуация 1 ч. Принципы и функции русской пунктуации. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Основные сведения из истории формирования русской пунктуации. 11. Стилистика как раздел науки о языке.3 ч. Стилистическое богатство русского языка. Источники формирования стилистических вариантов в лексике, морфологии, синтаксисе. Лексическая стилистика. Фоника. Стилистика словообразования. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика. 12. Функциональные стили русского литературного языка.3 ч. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный, официально-деловой, публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль. Художественный стиль и язык художественной литературы. Общие сведения из истории формирования функциональных стилей и их жанров. Практикум по анализу и написанию текстов различных жанров. 13. Русский речевой этикет. 2 ч. Правила русского речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в бытовом общении. Функциональные стили и этикет. Особенности русских этикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официальноделового стилей. Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение в Интернете. 14. Культура русской речи и эффективность общения 2 ч. Общее представление о принципах и стратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения. Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей. 15. Публичное выступление. Основы ораторского искусства 6 ч. Подготовка к публичному выступлению. Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разных ситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного, публицистического и официально-делового стилей. История русской риторики. Мастера русского слова и знаменитые ораторы. Тематическое планирование № Тема 1 Русский язык в кругу других языков 1 Структура русского национального 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 языка Общие сведения из истории русского языка Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь Фонетика. Орфоэпия. Графика Морфемика и лексика Морфология и словообразование Морфология и орфография Морфология и синтаксис Синтаксис и пунктуация Стилистика русского языка Функциональные стили русского литературного языка Русский речевой этикет Культура русской речи и эффективность общения Публичное выступление Часы 1 2 2 2 3 2 3 1 3 3 2 2 6 34 часа Дата Дата планируемая фактическая