Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими
именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского
родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в
ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце девятого года изучения курса русского родного языка в основной школе
выпускник при реализации содержательной линии
«Язык и культура»
•
научится:
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
•
понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
•
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей
общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
исторических текстах;
•
•
•
•
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных метафор;
•
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю
происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
•
•
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в
современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
•
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
•
•
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных
культур;
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках
изученного);
•
•
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
•
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
•
определять
значения
лексических
заимствований
последних
десятилетий;
характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;
целесообразно употреблять иноязычные слова;
•
распознавать и корректно употреблять названия русских
происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
•
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
словари синонимов, антонимов.
«Культура речи» научится:
•
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
•
городов;
объяснять
•
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных,
имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
•
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
•
•
употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского
языка;
•
•
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
•
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
•
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена
существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм
современного русского языка;
•
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
•
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
•
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
•
объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов
о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых
предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной
речью‚ сложных предложений разных видов;
•
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать
предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
•
•
•
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия
основным нормам современного литературного языка;
•
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную
вербальную и невербальную манеру общения;
•
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
•
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
•
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие
противостоять речевой агрессии;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
•
•
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления;
•
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари
для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
•
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
•
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
•
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
научится:
•
•
•
•
использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное,
критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений и др.;
•
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистанционном
общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.;
•
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для
представления информации;
•
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
•
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать деловые письма;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
•
•
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию
на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Ученик получит возможность научиться
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней
и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные
этнокультурные традиции;
художественные
произведения,
отражающие
разные
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость, типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность, тавтология. Плеоназм, типичные ошибки‚ связанные
с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш—по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге—рецензия на книгу, обидеться на слово
—
обижен
словами).Правильное
употребление
предлогов
о‚по‚из‚с
в
составе
словосочетания (приехать из Москвы—приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (ноиоднако, что и будто, что и как будто)‚повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях
и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект, использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени — 2ч.
Тематическое планирование
№
урока
Кол.
часов
Название раздела, тема урока
Раздел 1. Язык и культура
1.
2.
3.
4.
5.
5
Отражение в русском языке культуры и истории русского
народа. Ключевые слова русской культуры
Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие
русского языка как закономерный процесс.
Основные тенденции развития современного русского языка.
Новые иноязычные заимствования в современном русском
языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском
языке. Переосмысление значений слов в современном
русском языке.
Стилистическая переоценка слов в современном русском
языке. Проверочная работа № 1
Раздел 2. Культура речи
1
1
1
1
5
6.
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
1
7.
Основные лексические нормы современного
литературного языка. Паронимы и точность речи.
1
8.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
1
9.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
1
русского
10. Проверочная работа №2
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
1
5
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов.
11. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
1
Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научноучебный подстиль. Доклад, сообщение
1
12.
13. Публицистический стиль. Проблемный очерк
1
14. Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
1
15. Проверочная работа №3
1
16. Резервный урок
2
Дата
план
факт