Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством электронной почты, учебных телевизионных
программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных
ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я
не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения
ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
План
Введение (1 ч)
1
Родная литература как национально-культурная
ценность народа. Своеобразие родной литературы.
Из устного народного творчества (2 ч)
2/1
«Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка
героического содержания. Р.Р. Сказывание
сказки, работа со словарём.
3/2
Народные представления о справедливости, добре
и зле в сказках о животных и бытовых
сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».
Литературная сказка(1ч)
4/1
В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх
глухих». Отличие литературной сказки от сказок
народных. Отражение нравственных ценностей
русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв
Древнерусская литература.
5/1
Дата проведения
«Домострой» как памятник русской литературы
XVI века, сборник правил, советов и наставлений
Факт
по всем направлениям жизни человека и
семьи. Р.Р. Пересказ
Литература XVIII века (2ч)
6/1
Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский.
«Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В.
Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».
А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и
Ягнёнок». Р.Р. Чтение наизусть
7/2
Параллель XVIIIи ХХ веков.Русская басня в XX
веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».
Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть
Литература XIX века (3ч)
8/1
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая
основа
произведения.
Особенности
жанра.
Композиция думы. Роль пейзажа в произведении.
Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и
народу. Р.Р.Выразительное чтение
9/2
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания
повести. Месть и преодоление желания мстить
через осознание важности человеческой жизни. Р.Р.
Краткий пересказ
10/3
Контрольная работа по теме «Литература XIX
века»
Поэтический образ Родины 19 в. (1 ч)
11/1
Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева,
А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор)
Выразительное чтение стихотворений, элементы
анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть.
Литература XX века (2 ч)
12/1
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл
названия рассказа. Проблема человеческой
жестокости и ответственности за свои
поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.
13/2
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить
память о войне? Р.Р. выборочный пересказ.
Поэтический образ Родины ХХ в. (1 ч)
14/1
Стихотворные лирические произведения о Родине,
родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий
зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д.
Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная
деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р.
Чтение наизусть
Современная литература (1ч)
15/1
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и
сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р.
Цитатный план
Итоговый урок
16/1
Контрольная работа по теме «Русская
литература» (тест, письменный ответ на
проблемный вопрос)
17
Резервный урок