Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством электронной почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Учащийся научится: понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки; проявлять внимание, желание больше узнать. понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. Регулятивные УУД: формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Учащийся научится: планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). учитывать условия выполнения учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия». Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения; извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. Учащийся научится: строить сообщение в устной форме; находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Учащийся научится: устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Учащийся научится: владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем План Введение (1 ч) 1 Родная литература как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной литературы. Из устного народного творчества (2 ч) 2/1 «Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка героического содержания. Р.Р. Сказывание сказки, работа со словарём. 3/2 Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». Литературная сказка(1ч) 4/1 В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх глухих». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв Древнерусская литература. 5/1 Дата проведения «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений Факт по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.Р. Пересказ Литература XVIII века (2ч) 6/1 Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Р.Р. Чтение наизусть 7/2 Параллель XVIIIи ХХ веков.Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть Литература XIX века (3ч) 8/1 К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное чтение 9/2 А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий пересказ 10/3 Контрольная работа по теме «Литература XIX века» Поэтический образ Родины 19 в. (1 ч) 11/1 Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть. Литература XX века (2 ч) 12/1 В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод. 13/2 Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Р.Р. выборочный пересказ. Поэтический образ Родины ХХ в. (1 ч) 14/1 Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р. Чтение наизусть Современная литература (1ч) 15/1 Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план Итоговый урок 16/1 Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) 17 Резервный урок