Родная литература 5 класс

Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством электронной почты, учебных телевизионных
программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных
ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
 Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.

 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я
не знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 строить сообщение в устной форме;
 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).










Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
 устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
 аргументировать свою точку зрения;
 задавать вопросы.
 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения
ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;

 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 владеть различными видами пересказа,
 пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

План
Введение (1 ч)

1

Родная литература как национально-культурная
ценность народа. Своеобразие родной литературы.
Из устного народного творчества (2 ч)

2/1

«Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка
героического содержания. Р.Р. Сказывание
сказки, работа со словарём.

3/2

Народные представления о справедливости, добре
и зле в сказках о животных и бытовых
сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».
Литературная сказка(1ч)

4/1

В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх
глухих». Отличие литературной сказки от сказок
народных. Отражение нравственных ценностей
русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв

Древнерусская литература.
5/1

Дата проведения

«Домострой» как памятник русской литературы
XVI века, сборник правил, советов и наставлений

Факт

по всем направлениям жизни человека и
семьи. Р.Р. Пересказ
Литература XVIII века (2ч)
6/1

Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский.
«Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В.
Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».
А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и
Ягнёнок». Р.Р. Чтение наизусть

7/2

Параллель XVIIIи ХХ веков.Русская басня в XX
веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».
Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть
Литература XIX века (3ч)

8/1

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая
основа
произведения.
Особенности
жанра.
Композиция думы. Роль пейзажа в произведении.
Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и
народу. Р.Р.Выразительное чтение

9/2

А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания
повести. Месть и преодоление желания мстить
через осознание важности человеческой жизни. Р.Р.
Краткий пересказ

10/3

Контрольная работа по теме «Литература XIX
века»

Поэтический образ Родины 19 в. (1 ч)
11/1

Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева,
А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор)
Выразительное чтение стихотворений, элементы
анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть.
Литература XX века (2 ч)

12/1

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл
названия рассказа. Проблема человеческой
жестокости и ответственности за свои
поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод.

13/2

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить
память о войне? Р.Р. выборочный пересказ.
Поэтический образ Родины ХХ в. (1 ч)

14/1

Стихотворные лирические произведения о Родине,
родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий
зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д.
Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная

деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р.
Чтение наизусть
Современная литература (1ч)
15/1

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и
сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р.
Цитатный план

Итоговый урок
16/1

Контрольная работа по теме «Русская
литература» (тест, письменный ответ на
проблемный вопрос)

17

Резервный урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».