Родная литература 6 класс

Учебный план предусматривает обязательное изучение родной(русской) литературы
на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Родная (русская)
литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования —
воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений
читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает
богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование
нравственного и эстетического чувства учащегося.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством электронной почты, учебных телевизионных
программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных
ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
Планируемые результаты освоения предмета «Родная (русская) литература»:
Личностные результаты:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать; выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),
обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты изучения курса родной (русской) литературы
Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность
следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в
исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» за курс
6 класса основной общеобразовательной школы:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской
и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетиче-ским
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые вы-сказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Тематическое планирование
№

Кол.
часов

Тема

11111.11
1
2.

Значимость чтения и изучения родной литературы для
дальнейшего развития человека. Родная литература как
способ познания жизни.
Воплощение
в
фольклорных
произведениях
национального характера, народных нравственных
ценностей, прославление силы, справедливости,
бескорыстного служения Отечеству.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Выразительное чтение произведения. Характеристика
героев фольклорных произведений.

3.

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний
Святославе.
Образное
отражение
жизни
древнерусской литературе.

о
в

4.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы
«Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя.
Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни
подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое
нравственное
испытание
в
главе
«Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление
героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и
сопереживание в романе Ф.М. Достоевского «Братья
Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

Дано
по
плану

по
факту

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность,
требовательность к себе, деликатность по отношению к
окружающим, уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это
слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю
тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и
его отношение к родине в строках лирических
стихотворений.
5.

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души
подростка. Глубина человеческих чувств и способы их
выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».
Основная тематика и нравственная проблематика
рассказа. Выразительные средства создания образов.
Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как
следование внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети.
Радости и огорчения, расставания, сомнения и
открытия, пора размышлений о жизни и о себе.
Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Героиподростки и их взаимоотношения с родителями в
литературе
и
в
жизни.
Позиция
автора.
Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да
снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А.
Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А.
Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и
радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».
Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания.
Слияние с природой, эмоциональное состояние
лирического героя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».