Родная литература 7 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
• владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу,
схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
• уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической
поддержке учителя;
• уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
• осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической
поддержке учителя);
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
• выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Содержание учебного курса
7 класс
Устное народное творчество. (2 часа).
Лиро-эпические жанры. Героические былины. Образы былинных богатырей в искусстве.
Драматические жанры. Фольклор городских праздничных зрелищ.Раек.
Древнерусская литература (1 час).
Отражение чаяний народных.
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и
нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения,
старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской
моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской
литературы.
Из литературы XVIII века (1 час).
Эпоха просвещения. Рождение эпиграммы. А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
Из русской литературы XIX века (3 часа).
А.С.Пушкин. «Скупой
рыцарь».
«Ужасный
век,
ужасные
сердца».И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль
таланта
(на
выбор).
А.П.Чехов. «Тоска»,
«Размазня».
«Смех
сквозь
слезы».А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Из русской литературы XX века (7 часов).
Сатира и Юмор. Комическое в литературе. А.Аверченко. «Вечером». Характеристика
раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.Сатирические произведения. Сатира.
Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Поиск нравственности.
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Знакомство с творчеством писателей Кемеровской области-Кузбасса Обзор
творчества писателей Кузбасса (2 часа).
Итоги изучения (1 час).
Календарно-тематическое планирование

№

Наименование разделов

Всего часов

1

Устное народное творчество.

2

2

Древнерусская литература.

1

3

Из литературы 18 века.

1

4

Из русской литературы 19 века.

3

5

Из русской литературы 20 века.

7

6

Знакомство с творчеством писателей Кемеровской
области-Кузбасса

2

7

Итоги года.

1

Всего

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».