ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира; - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов; - самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира. Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; - умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем: - понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний; - осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения; - умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; - умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); - владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа; - владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию; - использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; - использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни. В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС (17 ЧАСОВ) Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп». Человек и родина Борис Екимов «Фетисыч». Тема малой родины. От чего и от кого зависит её судьба? Чем для людей оборачивается разрушение деревень? Вертель Л. «Моя вторая родина». Тема разрушения деревенского уклада жизни, разрыва связи между поколениями людей, разрушения традиций. Человек и школа Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке». Истинное и мнимое милосердие. Одиночество «в толпе». Учитель и ученик. Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение». Взаимоотношения учителя и учеников. «Любимый» и «нелюбимый» учитель. Каким должен быть настоящий учитель? Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Художественное исследование поведения и нравственного самосознания подростков и юношества. Тема борьбы добра и зла. Терпение, целеустремлённость, внутренняя чистота главной героини Светки Сергеевой как залог будущего успеха. Понятие о «дружбе» в классе. Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении)(2 часа). Екатерина Мурашова говорит с подростками на самые трудные темы. Практикующий школьный психолог, она умеет увидеть проблему, показать с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции. Ее повесть «Класс коррекции» очень сильно выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом, но еще труднее говорить так, чтоб не осталось от разговора осадка отвращения, мрака и безысходности. Екатерина Мурашова виртуозно справляется с задачей написания жизнелюбивого, оптимистического произведения там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. И дело здесь не в том, что сюжет в «Классе коррекции» условно фантастический. Скорее, секрет писательницы в том, что она искренне верит: в конце концов, все будет хорошо и правильно, надо только понять, что «правильно», которое не для всех людей одинаковое, очень зависит от стремления к справедливости, взаимопониманию и взаимодействию(Ксения Молдавская, обозреватель детской литературы газеты «Книжное обозрение»). Человек и семья А. Приставкин «Фотография». Война и дети. Тема сиротства. Два маленьких человека пережили страшную трагедию – потеряли своих близких, пережили предательство родного человека, но сохранили в своих душах любовь и привязанность друг к другу. Фотографии как реликвия, память, связь поколений. Борис Екимов «Ночь исцеления». Тема памяти, милосердия, сострадания. Одиночество пожилого человека, имеющего детей и внуков. «Отголоски» войны в жизни людей, переживших её. Исцеляющая сила доброты. Юрий Бондарев «Щенок». Тема ответственности взрослых перед детьми и за детей. Щенок как символ детской беззащитности перед миром. Человек и его выбор Ю. Нагибин «Эхо». Тема предательства, раскаяния, истинной дружбы. Ю. Яковлев «Последний фейерверк». Проблема поиска смысла жизни. «Мастерская праздников» дяди Евгения. Желание прожить достойно, т.е. привнести в эту жизнь свою частицу добра, любви, красоты. Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении). Тема ответственности и благодарности. История про мальчика, который прошел огромное расстояние по северной земле, чтобы устроиться на работу и помочь маме прокормить еще двух детей. Из-за возраста его никто не хотел брать на работу. Но здесь он встретил Романа, который был "должен" старику, спасшему ему жизнь в войну, и Виктора Николаевича, задолжавшего младшему своему сыну, сидевшему в тюрьме. Они взяли его на работу, устроили в общежитие. И Павлуха спас жизнь своему начальнику. Рассказ о том, что все мы кому-то должны и обязаны помнить об этом всю жизнь, стараясь частями вернуть долг пусть и другим уже людям, чтоб цепочка добра не оборвалась. Рождественские рассказы Л. Улицкая «Капустное чудо». Рождественский рассказ как канонический жанр русской литературы. Традиции и новизна в рождественских рассказах современных авторов. Враждебность внешнего мира. Мотив ожидания чуда. Тема прозрения. В. Крупин «Зимние ступени». Тема всепрощения. Открытый финал. Н. Телешов «Елка Митрича». Человеколюбие. Истинная гуманность. Проект «Я читаю….» Тематическое планирование № Тема занятия 1 2 Чему учат книги? Борис Екимов «Фетисыч» Кол. часов 1 1 3 Вертель Л. «Моя вторая родина» 1 4 Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке» 1 5 Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение» 1 6 Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро» 1 7 1 9 Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении) Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении) А. Приставкин «Фотография» 10 Борис Екимов «Ночь исцеления» 1 11 Юрий Бондарев «Щенок» 1 12 Ю. Нагибин «Эхо» 1 13 Ю. Яковлев «Последний фейерверк» 1 14 1 15 Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении) Л. Улицкая «Капустное чудо» 16 В. Крупин «Зимние ступени» 1 17 Н. Телешов «Елка Митрича» 1 8 1 1 1 Дата (план) Дата (факт)