родная литература 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

(РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к

Отечеству,

чувства

гордости

за

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание

чувства

ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану,
по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
•

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем

принимать решения и делать выборы;
•

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической
поддержке учителя;
•

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
•

осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;

•

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой

ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
•

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
•

высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической

поддержке учителя);
•

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;
•

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

•

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)

обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-

эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература».
Учебный
литературы

план

предусматривает

обязательное

изучение

родной

(русской)

на этапе основного общего образования. Основная программа по курсу

«Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного
образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений
читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает
богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование
нравственного и эстетического чувства учащегося.

В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России,
национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской
литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным
результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной

в

федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 9 класс – 34 часа.
Своеобразие родной литературы (1 час)
Великая сила литературы. Жанры и литературные роды
Древнерусская литература.(6 часов)
Т е о р и я. Древнерусская литература. Летопись. «Великое наследие» (Д.С. Лихачѐв)
«Повесть временных лет» и еѐ традиции. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).
Нравственные заветы Древней Руси.
«Задонщина». Жанровая «перекличка» со «Словом о полку Игореве».
Т е о р и я: формирование публицистики как жанра. «Житие протопопа
Аввакума».Героический образ духовной личности.
Духовная традиция в русской поэзии (2 часа)
М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве».
Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе
мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в
окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа.
Написание сочинения-эссе на литературную тему.
Из литературы XVIII века (1 час)
Н.М. Карамзин Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века (13 часов)
В.А. Жуковский «Людмила» Т е о р и я. Жанр баллады. Национальные черты в образах героев
баллад.
А.С. Пушкин «Медный всадник» Т е о р и я. Поэма. «Маленькая трагедия» «Моцарт и
Сальери». Природа гениальности (или «Каменный гость».Неотвратимость возмездия как
вечный сюжет в литературе.) Т е о р и я: драма. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом
монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена:
размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного
повествования и как завет будущим поколениям.
М.Ю.Лермонтов Поэма «Демон». Изображение романтического героя в драматических
обстоятельствах.

А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Т е о р и я.
Лирика. Стихи. Ритм. Размеры. Художественные особенности. Поэтические традиции XIX
века
А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет.
Композиция.

Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя

рассказа.
И.С. Тургенев «Вешние воды» Т е о р и я. Повесть. Необыкновенная красота и тонкий
лиризм, герои, их характеры и судьбы, сложность человеческих взаимоотношений.
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» —
жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского.
А.П. Чехов «Студент» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция.
Из литературы ХХ века (11 часов)
И.А. Бунин «Тѐмные аллеи» Рассказы из цикла. Бунинская философия любви как о
«некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»,
«Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений
поэта-мыслителя.
Е.И. Носов «Живое пламя» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция. Сила внутренней,
духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в
душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Поиски
незыблемых нравственных ценностей.
В.Г. Распутин «Женский разговор» Нравственные уроки в рассказе В. Распутина
«Женский разговор».
Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция. Образ
героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Великая Отечественная война в творчестве русских писателей. Ю.В.Бондарев «Горячий
снег» Т е о р и я. Роман. «Уроки, заданные человечеству войной».
Поэты-фронтовики о героизме на войне.
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно

глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я
встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А.
Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М.
Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни
как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Итоговый

урок по курсу родной литературы в 9 классе. Картина мира и

художественное произведение. Сюжеты, герои, художественные особенности изученных
произведений.

Тематическое планирование

№

1.
2.
3.
45.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
2021.
22.
23.
24.

Тема урока
Великая сила литературы. Жанры и литературные роды
Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» и
ее традиции.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы
Древней Руси.
«Задонщина». Жанровая «перекличка» со «Словом о полку
Игореве».
Формирование публицистики как жанра.
«Житие протопопа Аввакума». Героический образ духовной
личности
М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве»
Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии.
Проблема предназначения человека.
Н.М. Карамзин. Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».
В.А. Жуковский «Людмила». Жанр баллады. Национальные черты
в образах героев баллад.
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Человек и история в
поэме.
Тема «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина.
«Маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери». Природа
гениальности.
«Маленькая трагедия» «Каменный гость». Неотвратимость
возмездия как вечный сюжет в литературе.
Драма «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ
летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Демон». Образ демона –
сквозной образ в творчестве поэта
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная…». Поэтические традиции XIX века
А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа
И.С. Тургенев. Повесть «Вешние воды». Необыкновенная красота и
тонкий лиризм, герои, характеры и судьбы, сложность
человеческих взаимоотношений
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского
мечтателя» в повести
А.П. Чехов. Рассказ «Студент». Особенности сюжета, композиции
рассказа
И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». Бунинская
философия любви как «некий высший напряженный момент
бытия»

Колво
часо
в

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1

Дата
проведения
план

факт

Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.
Поиски незыблемых нравственных ценностей
Нравственные уроки в рассказе В.Г. Распутина «Женский
разговор»
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Особенности
сюжета, композиции
Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя
Ю.В. Бондарев. Роман «Горячий снег». «Уроки, заданные
человечеству войной»

1

31.
3233.

Поэты-фронтовики о героизме на войне
Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий
переживания, мысли, настроения человека (на стихи поэтов XIX XX веков)

1
2

34.

Итоговый урок. Картина мира и художественное произведение

1

25.
26.
27.
28.
2930.

1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».