Родная литература 10 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)
литература» (10 класс)
Планируемые личностные результаты:
- формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести

диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения
универсальных учебных действий (УУД).

программы

представлены

тремя

группами

Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные)задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
 подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
Планируемые предметные результаты
Учащиеся на базовом уровне научатся:
 демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух
или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
 понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
 осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально- культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно- эстетических
возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа;
 навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные
этнокультурные традиции;
 в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
1. обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводяв качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
3. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
4. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
5. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении
(включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
6. анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола ит.п.);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
1. давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
2. выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Учащиеся на базовом уровне получат возможность научиться:


давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов
и т.п.);
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией идр.);
8. обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
9. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
10. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
11. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
12. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении
(включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
13. анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры иобусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
14. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола ит.п.);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
3. давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя

целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
4. выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Учащиеся на базовом уровне получат возможность научиться:


давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов
и т.п.);
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
•
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен
модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена
логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного
формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять
читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы
оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой
и традициями. Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния
отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний о произведениях отечественной
литературы, их общественной и культурно-исторической значимости. Проблемно-тематические
блоки представлены тремя модулями в соответствии с предполагаемыми разделами закрытого
банка тем итогового сочинения.
Блок 1. Человек и его внутренний мир.
Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации нравственного
выбора. Произведения, нацеливающие на размышления о нравственных идеалах и моральных
нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Блок 2. Человек, семья и общество.
Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома, других
ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека, образе его жизни, выборе им
жизненного пути, значимой цели и средств её достижения; о личном и всеобщем,
взаимоотношении между поколениями, социальных и философских проблемах, времени,
обществе и эпохе; о причинах войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном
выборе человека на войне.
Блок 3. Человек, природа, Родина и культура.
Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре, природе, родному
языку. Произведения, нацеливающие на размышления о связи человека с Родиной и причинах
разрушения этой связи, о важности сохранения исторической памяти, о роли личности в истории,

об отношении человека к природе, о науке и искусстве ( в том числе о литературе как культурном
феномене).
Тематическое планирование
№

Тема урока

Количество
часов

1

ВВЕДЕНИЕ. ПРИТЧА «ЧЕМУ УЧАТ КНИГИ?»

1

Человек и его внутренний мир
1.

Тема «маленького человека» в рассказе Л. Улицкой 1
«Народ избранный».

2.

Проблема взаимоотношений родителей и детей в рассказе 1
Б. Екимова «Говори, мама, говори».

3.

Тема подростковой жестокости и эгоизма, честности и 2
предательства, умения бороться за своё место под
солнцем в повести В. Железнякова «Чучело».

4.

Проблема нравственного выбора – поступим «по закону» 1
или «по человечеству» по отношению к преступнику в
рассказе А. Грина «По закону».

5.

Т. Толстая «Лёгкие миры». Тема дома, проблема 1
соотношения духовного и материального, своего и чужого
миров.

6.

Тема жестокости и антигуманного поведения советского 2
солдата в повести Ю. Бондарева «Взгляд». Проблема
нравственного выбора.

7.

«Милостыня: отдаём или получаем?» Тема социального 1
неравенства в рассказе И. Бунина «Слепой».
Человек, семья и общество.

1.

Проблема цельности характера в повести А. Алексина 2
«Домашний совет».

2.

Проблема саморазложения семьи в рассказе Г. Бакланова 1
«Непорочное зачатие».
Нравственная деградация
общества.

3.

Тема добра и зла в рассказе В. Солоухина «Под одной 1
крышей».

Дата
проведен
ия
(планиру
емая)

Дата
проведен
ия
(фактиче
ская)

4.

Нравственные проблемы в рассказе Б. Екимова «Глядя на 1
солнце».

5.

Проблема
нравственного выбора, отношения
окружающим в рассказе Б. Екимова «Ещё не лето».

6.

«Ложь во спасение». Проблема «святой лжи» в рассказе 1
А. Куприна «Святая ложь».

7.

Тема нелёгкой судьбы женщин, переживших войну, 1
лишения, голод во время блокады, размышления писателя
о чувстве человеческого сострадания к ближнему в
рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления».

8.

«Путь к себе». Взаимоотношения человека и общества – 2
тема повести В. Тендрякова «Люди или нелюди».

9.

«Сердечная недостаточность – это болезнь нашего 2
времени». Нравственные уроки повести А. Алексина
«Безумная Евдокия».

к 1

Человек, природа, Родина и культура.
1.

«Что же всё-таки надо знать солдату на войне?» Тема 1
войны, любви к Родине, веры в жизнь в рассказе А.
Платонова «Иван Великий».

2.

Тема самопожертвования во имя любви к ближнему, роль 2
истории в жизни человека и общества в повести Б.
Васильева «Летят мои кони».

3.

Тема рассказа Ю. Яковлева «Девочка с Васильевского 1
острова»: война и дети – понятия несовместимые.

4.

«Всё превращается в землю, а воспоминания – в золото». 1
Философские размышления автора о взаимоотношениях
человека и природы, о роли труда в жизни человека. Тема
ответственности за свои деяния на земле в книге В.
Астафьева «Затеси».

5.

.Тема гуманного отношения к природе, человечности и 1
милосердия по отношению к беззащитным существам в
рассказе В. Розова «Дикая утка».

6.

Проблема воинского долга в рассказе К. Симонова 1
«Солдатская слава».

7.

Тема бережного отношения к природе, материнской 1
любви и обстоятельств, разрушающих привычную жизнь
в рассказе В. Солоухина «Летний паводок».

8.

Тема бережного отношения к природе в рассказе В. 1
Астафьева «Худого слова и растение боится».

9.

Влияние красоты природы на духовное развитие ребёнка 1
в рассказе В.Н. Крупина «Сбрось мешок».

10.

Тема милосердия, добра и отзывчивости в рассказе 1
Паустовского «Нет ли у вас молока?»

11.

Тема
преемственности
Паустовского «Бакенщик».

12.

Искусство и война в рассказе Ю. Яковлева «Балерина 1
политотдела».
Всего

поколений

в

рассказе 1

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».