Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» (10 класс) Планируемые личностные результаты: - формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения универсальных учебных действий (УУД). программы представлены тремя группами Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Планируемые предметные результаты Учащиеся на базовом уровне научатся: демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно- эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: 1. обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводяв качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); 2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; 3. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; 4. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; 5. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; 6. анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); 7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола ит.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: 1. давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); 2. выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Учащиеся на базовом уровне получат возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.); анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией идр.); 8. обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); 9. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; 10. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; 11. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; 12. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; 13. анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры иобусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); 14. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола ит.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: 3. давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); 4. выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Учащиеся на базовом уровне получат возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.); анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями. Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний о произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости. Проблемно-тематические блоки представлены тремя модулями в соответствии с предполагаемыми разделами закрытого банка тем итогового сочинения. Блок 1. Человек и его внутренний мир. Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации нравственного выбора. Произведения, нацеливающие на размышления о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах. Блок 2. Человек, семья и общество. Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома, других ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека, образе его жизни, выборе им жизненного пути, значимой цели и средств её достижения; о личном и всеобщем, взаимоотношении между поколениями, социальных и философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о причинах войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне. Блок 3. Человек, природа, Родина и культура. Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре, природе, родному языку. Произведения, нацеливающие на размышления о связи человека с Родиной и причинах разрушения этой связи, о важности сохранения исторической памяти, о роли личности в истории, об отношении человека к природе, о науке и искусстве ( в том числе о литературе как культурном феномене). Тематическое планирование № Тема урока Количество часов 1 ВВЕДЕНИЕ. ПРИТЧА «ЧЕМУ УЧАТ КНИГИ?» 1 Человек и его внутренний мир 1. Тема «маленького человека» в рассказе Л. Улицкой 1 «Народ избранный». 2. Проблема взаимоотношений родителей и детей в рассказе 1 Б. Екимова «Говори, мама, говори». 3. Тема подростковой жестокости и эгоизма, честности и 2 предательства, умения бороться за своё место под солнцем в повести В. Железнякова «Чучело». 4. Проблема нравственного выбора – поступим «по закону» 1 или «по человечеству» по отношению к преступнику в рассказе А. Грина «По закону». 5. Т. Толстая «Лёгкие миры». Тема дома, проблема 1 соотношения духовного и материального, своего и чужого миров. 6. Тема жестокости и антигуманного поведения советского 2 солдата в повести Ю. Бондарева «Взгляд». Проблема нравственного выбора. 7. «Милостыня: отдаём или получаем?» Тема социального 1 неравенства в рассказе И. Бунина «Слепой». Человек, семья и общество. 1. Проблема цельности характера в повести А. Алексина 2 «Домашний совет». 2. Проблема саморазложения семьи в рассказе Г. Бакланова 1 «Непорочное зачатие». Нравственная деградация общества. 3. Тема добра и зла в рассказе В. Солоухина «Под одной 1 крышей». Дата проведен ия (планиру емая) Дата проведен ия (фактиче ская) 4. Нравственные проблемы в рассказе Б. Екимова «Глядя на 1 солнце». 5. Проблема нравственного выбора, отношения окружающим в рассказе Б. Екимова «Ещё не лето». 6. «Ложь во спасение». Проблема «святой лжи» в рассказе 1 А. Куприна «Святая ложь». 7. Тема нелёгкой судьбы женщин, переживших войну, 1 лишения, голод во время блокады, размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления». 8. «Путь к себе». Взаимоотношения человека и общества – 2 тема повести В. Тендрякова «Люди или нелюди». 9. «Сердечная недостаточность – это болезнь нашего 2 времени». Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия». к 1 Человек, природа, Родина и культура. 1. «Что же всё-таки надо знать солдату на войне?» Тема 1 войны, любви к Родине, веры в жизнь в рассказе А. Платонова «Иван Великий». 2. Тема самопожертвования во имя любви к ближнему, роль 2 истории в жизни человека и общества в повести Б. Васильева «Летят мои кони». 3. Тема рассказа Ю. Яковлева «Девочка с Васильевского 1 острова»: война и дети – понятия несовместимые. 4. «Всё превращается в землю, а воспоминания – в золото». 1 Философские размышления автора о взаимоотношениях человека и природы, о роли труда в жизни человека. Тема ответственности за свои деяния на земле в книге В. Астафьева «Затеси». 5. .Тема гуманного отношения к природе, человечности и 1 милосердия по отношению к беззащитным существам в рассказе В. Розова «Дикая утка». 6. Проблема воинского долга в рассказе К. Симонова 1 «Солдатская слава». 7. Тема бережного отношения к природе, материнской 1 любви и обстоятельств, разрушающих привычную жизнь в рассказе В. Солоухина «Летний паводок». 8. Тема бережного отношения к природе в рассказе В. 1 Астафьева «Худого слова и растение боится». 9. Влияние красоты природы на духовное развитие ребёнка 1 в рассказе В.Н. Крупина «Сбрось мешок». 10. Тема милосердия, добра и отзывчивости в рассказе 1 Паустовского «Нет ли у вас молока?» 11. Тема преемственности Паустовского «Бакенщик». 12. Искусство и война в рассказе Ю. Яковлева «Балерина 1 политотдела». Всего поколений в рассказе 1 34 часа