Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы к результатам освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования, Программы курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – Москва: «Русское слово – учебник», 2018г. Учебный предмет «Родная (русская) литература» изучается в 11 классе - 1 час в неделю (34 часа в год). 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНАЯ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРА» Личностные результаты должны отражать: - формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; - осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства; - формирование чувства любви к Родине и патриотизма; - формирование основ коммуникативной компетентности в общении; - совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты должны отражать: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты должны отражать: - осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА (1 ЧАС) «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков. Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс. Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже веков. Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века. А. И. КУПРИН (2 часа) Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь. Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна. Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната № 2 (ор. 2. № 2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»). СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1 час) Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм). Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ. Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века. Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса». СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ (1час) Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.). Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз. Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А. Фета, их значение для русского символизма. Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин). ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА (1 час) Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта. Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон. Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии. Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта. «ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ» (2 часа) Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма. И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского. Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия. Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами. Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов. Н. С. ГУМИЛЁВ (2 часа) Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска. Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»). Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса». «КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН» (1 час) Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического. Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира. Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко. Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — Н АЧАЛА 40-х ГОДОВ (3 часа) Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др. Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.). Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова. Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятая целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение. Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича и др. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта. А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историко-биографическое повествование. Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох, «петровская» тема в произведениях М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Блока. Межпредметные связи: песни на стихи М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.; исторические источники романа «Пётр Первый» (труды Н. Г. Устрялова, С. М. Соловьёва и др.). ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1 час) Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля. Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца». Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др. Опорные понятия: военная публицистика, документальная проза. Внутрипредметные связи: «сквозные» темы прозы и поэзии военных лет. Межпредметные связи: песенная поэзия М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и др. А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти». Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора. Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос. Внутрипредметные связи: И. А. Бунин о поэме «Василий Тёркин»; некрасовские традиции в лирике А. Т. Твардовского. Межпредметные связи: литературная деятельность А. Т. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ (5 часов) Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова. «Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева. «Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина. Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина. Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва. Опорные понятия: эстрадная поэзия, «тихая» лирика, «окопный реализм», авторская песня, «деревенская» и «городская» проза, «лагерная проза». Внутрипредметные связи: феномен «оттепели» в литературе разных эпох. Межпредметные связи: отражение периодов «оттепели» и «застоя» в искусстве. Н. М. РУБЦОВ (1 час) Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова. Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих. Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. М. Рубцова. Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. М. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.). В. П. АСТАФЬЕВ (2 часа) Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя. Опорные понятия: натурфилософская проза, цикл новелл. Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» В. П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя. Межпредметные связи: взаимодействие двух стилистических пластов в прозе В. П. Астафьева; рассказ В. П. Астафьева «Людочка» и к/ф С. С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». В. Г. РАСПУТИН (2 часа) Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина. Опорные понятия: «деревенская проза». Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Межпредметные связи: особенности лексики и синтаксического строения фраз распутинских героев; экранизация повестей «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса». НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ (8 часов) Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.). Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер. Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др. Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох. Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм. Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической доминантой. Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока 1 Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века 2 А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир писателя. Нравственнофилософский смысл истории о «невозможной» любви (анализ рассказа «Гранатовый браслет») 3 Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся» 4 Серебряный век русской поэзии 5 Символизм и русские поэты-символисты 6 Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова 7 Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира 8 «Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии) Кол. часов Дата плани руемая Дата факти ческая 9 Биография Н.С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта 10 Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С. Гумилёва 11 «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» 12 Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Обзор 13 Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Знакомство с романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Обзор 14 А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя 15 Литература Великой Отечественной войны 16 А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества 17 Философская проблематика поздней реалистической лирики А.Т. Твардовского 18 Литературный процесс 1950–1980-х годов. Осмысление Великой Победы 1945 года в сороковыепятидесятые годы XX века в поэзии и прозе 19 Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Оттепель» 1953–1964 годов – рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель» 20 Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Окопный реализм писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов» 21 Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Деревенская» и «городская» проза 1950–1980-х годов 22 Литературный процесс 1950–1980-х годов. Историческая романистика 1960 – 1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов 23 Поэзия Н.М. Рубцова 24 В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царь-рыба» 25 Проза В.П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник» («Последний поклон»), повести «Пастух и пастушка» 26 В.Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и проблематика прозы писателя Проза В.Г. Распутина 27-28 Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века. Обзор 29-30 Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая проза. Эссе 31-32 Поэзия И.А. Бродского 33-34 Современная литературная ситуация: реальность и перспективы