Пояснительная записка Рабочая программа для 8 классов по предмету «Бурятский язык» на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе «Программы по бурятскому языку как государственному» для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» и в соответствии с ООП ООО МАОУ «СОШ №63 г. УланУдэ»». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта О. Г. Макаровой «Буряад хэлэн». Интенсивный курс по развитию навыков устной речи» Данная программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №63 г. Улан-Удэ на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ I. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В соответствии с программой основного общего образования изучение бурятского языка предполагает достижение следующих личностных результатов: формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Бурятский язык»; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; формирование проектных умений: генерировать идеи; находить не одно, а несколько вариантов решения; выбирать наиболее рациональное решение; прогнозировать последствия того или иного решения; видеть новую проблему; готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; работать с различными источниками информации; планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта; собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования; оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.); сделать электронную презентацию. Предметные результаты:. Знать/понимать: правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; на слух все звуки бурятского языка, соблюдать правильное ударение в словах, членить предложения на смысловые группы, соблюдать правильные интонации в различных типах предложений; основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия), распознание и использование интернациональных слов; все типы вопросительных предложений, употребление в речи конструкции с глаголами. Уметь: говорение начать, поддержать и закончить разговор; поздравить, выразить пожелание и отреагировать на них; выразить благодарность; вежливо переспросить, выразить согласие/отказ. обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; дать совет и принять/не принять его; пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие. выражать свою точку зрения; выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера; выражать сомнение; выражать чувства, эмоции (радость, огорчение) кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объем монологического высказывания – до 9-12 фраз. аудирование выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст чтение определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста письменная речь делать выписки из текста; писать поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 42 слов, включая адрес), выражать пожелания; диктанты (обучающие) В результате изучения бурятского языка в средней (основной) школе учащиеся должны: знать / понимать: основные значения изученных лексических единиц (слов, слов осочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений; признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке; роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа. уметь: в области говорения: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, своей республике; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; в области аудирования: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию; понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; в области чтения: ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; в области письма: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. учащийся, умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы. Содержание учебного предмета II. Бурятский алфавит (7часов). Алфавит бурятского языка. Гласные звуки. Закон гармонии гласных. Согласные звуки. Моя Семья (10 часов). Числа. Моя семья. Структура предложения. Одежда (6 часов). Учебные принадлежности. Глагол. В магазине одежды. Имя существительное. Дом. Адрес (10 часов). Дом. адрес. Родительный падеж. Зима. Дательно-местный падеж. Падежи (2 часа). Орудный падеж. Совместный падеж. Улан-Удэ- столица Бурятии (4 часа). Бурятия. Улан-Удэ. Байкал. Легенда про Байкал. Традиционные праздники (6 часов). Сагаалган-народный праздник. Благопожелания на Сагаалган. Множественное число. Отрицание. Знаменитые люди Бурятии (8 часов). Доржи Банзаров. Ч. Цыдендамбаев. Хоца Намсараев. Домашние животные. Из истории родного края (15 часов). Имя прилагательное. Бурятия. Песни и стихи о Бурятии. Из истории родного края. Устное народное творчество. III. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Календарно-тематическое планирование Тема урока Вводный урок. 1 сентября – День знаний Введение ЛЕ. Знакомство Закон гармонии гласных Повторение пройденного материала Входная контрольная работа Анализ ошибок Введение ЛЕ. Человек. Здоровье Выполнение лексико-грамматических упражнений Имя числительное Моя семья Отработка произносительных навыков Структура предложения в бур.языке Вопросительное предложение Введение ЛЕ. Осень. Осенняя пора Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Контрольная работа Анализ ошибок Повторение Личные местоимения Склонение местоимений Школа. Школьные принадлежности Первые школы Лично-предикативные частицы Глагол Введение ЛЕ. Одежда Развитие навыков устной речи Развитие диалогической речи. «В магазине» Бурятская национальная одежда Работа с текстом Имя существительное. Личные и неличные Контрольная работа Анализ ошибок Повторение. Введение ЛЕ. Дом (квартира). Адрес Работа с текстом Традиционное жилище бурят Жилище разных народов Родительный падеж. Послелоги Введение ЛЕ. Зима Зимняя погода Зимний лес Сагаалган Дательно-местный падеж Выполнение лексико-грамматических упражнений Винительный падеж Введение ЛЕ. Еда. Бурятская кухня Орудный падеж. Совместный падеж Введение ЛЕ. Улан-Удэ Работа с текстом. Контрольная работа Анализ ошибок Бурятия Районы Бурятии Личное притяжание Безличное притяжание Байкал Легенды о Байкале Введение ЛЕ. Весна. Множественное число Диалог «Весной…» Весенняя погода Моё любимое время года Повторение материала 65 66 67 68 Контрольная работа Анализ ошибок Закрепление пройденного Итоговый урок Лист корректировки тематического планирования Предмет Бурятский язык Класс 8 Учитель__________________ 2021-2022 учебный год № урока Тема Количество часов по дано плану Причина Способ корректировки корректировки