бурятский язык 9 кл

Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 9 класса составлена на основе
следующих нормативных документов:
 Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год.
 На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный
год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63»
на 2021-2022 учебный год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»
находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся
к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет,
различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, №1897;
-Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, №273-ФЗ;
- Федерального перечня учебников, утвержденного Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14);
- Постановления правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия «О языках
народов Республики Бурятия».(1996г).
-Предполагаемая программа построена на основе УМК О.Г.Макаровой «Буряад хэлэн».
Интенсивный курс по развитию навыков устной речи»
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 9 классе
общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по бурятскому языку общим объемом 34 часов изучается в течение учебного года,
согласно Базисного учебного плана ОУ.
Роль и место дисциплины (курса, предмета)
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений
РБ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства Республики Бурятия о языке,
как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими
дисциплинами, как литература Бурятии, история Бурятии, география Бурятии.
Актуальность.
Качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также
отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур
делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и
неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки
становятся действенным фактором национально-культурного развития общества. Все это
существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном
обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о

формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять
непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (с
пониманием текстов, письмо).
Особенности программного материала.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими
особенностями данного школьного возраста, основана на принципах индивидуализации и
дифференциации материала.
Учащиеся среднего школьного возраста отличаются природным любопытством и стремлением
узнать окружающий мир, что позволяет вовлекать их в различные виды деятельности в процессе
обучения.
Особый акцент в программе сделан на использование парной, групповой и проектной работы
учащихся. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств,
технических средств и справочной литературы.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к
этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе
сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится
принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственноэтические правила своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других
этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально-региональный компонент образовательного стандарта обеспечивает особые
потребности и интересы в области образования народов страны и включает в себя ту часть
содержания образования, в которой отражено региональное и национальное своеобразие
культуры.
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования позволяет решать
следующие проблемы:
• формированию личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и
создателя культурных ценностей и традиций России;
• социализации молодого поколения республики по месту рождения и проживания;
• возрождению национального самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и
нравственных основ личности;
• развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада народов Бурятии в
историю российской цивилизации;
• формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и
систематизация полевого историко-этнографического материала.
Цели регионального компонента:
-Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по бурятскому
языку;
-Способствовать формированию личности как достойного представителя нового поколения.
Задачи регионального компонента:
-Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные
аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения
специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах
народов населяющих наш регион.
-Создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать авторские тексты о
своем регионе, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народа, живущего в Бурятии.
-Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной,
исследовательской, консультативной на уроках бурятского языка.
-Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя
социокультурных ценностей и традиций региона, истинного патриота своей малой Родины.
В УМК «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи» входит:
1. Учебник (книга для учащихся).
2. Программа.
3. Методическое руководство к учебнику.
4. Аудиокассета.

Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным
методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также
предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию регионального
стандарта в практической деятельности учителя.
Содержание учебного предмета

Бурятский алфавит (2 часа). Алфавит бурятского языка. Гласные звуки. Закон гармонии
гласных. Согласные звуки.
Моя Семья (5 часов). Числа. Моя семья. Структура предложения.
Одежда (3 часа). Учебные принадлежности. Глагол. В магазине одежды. Имя существительное.
Дом. Адрес (6 часов). Дом.адрес. Родительный падеж. Зима. Дательно-местный падеж.
Падежи (2 часа). Орудный падеж. Совместный падеж.
Улан-Удэ- столица Бурятии (4 часа). Бурятия. Улан-Удэ. Байкал. Легенда про Байкал.
Традиционные праздники (4 часа). Сагаалган-народный праздник. Благопожелания на
сагаалган. Множественное число. Отрицание.
Знаменитые люди Бурятии (3 часа). Доржи Банзаров. Ч.Цыдендамбаев. Хоца Намсараев.
Домашние животные.
Из истории родного края (5 часов). Имя прилагательное. Бурятия.Песни и стихи о Бурятии. Из
истории родного края. Устное народное творчество.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения бурятскому языку в 9
классе.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует
требования к результатам освоения основной образовательной программы в
единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты. Одним из главных результатов обучения бурятскому языку является
готовность учеников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление
продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им бурятский язык в плане
дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности
самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что бурятский язык позволяет
совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и
осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в
современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все
более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами бурятского языка можно
сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение бурятского
языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что
способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и
целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку,
требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой
стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем
школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и

правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не
только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения
сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке
бурятского языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других
стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать
воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур.
При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей
Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми,
способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя
как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
В соответствии с программой основного общего образования изучение бурятского языка
предполагает достижение следующих личностных результатов:
— формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к самосовершенствованию
в образовательной области «Бурятский язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к
совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной
компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как
воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие,
дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты. С помощью предмета «Бурятский язык» во время обучения в
основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной
деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов.
Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ,
обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке бурятского языка учит
постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом
отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания
логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п.
Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое
речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся
общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и
небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Бурятский язык» особенно велик. И
наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен
постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а
также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка
работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была
конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение бурятского
языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
-генерировать идеи;
-находить не одно, а несколько вариантов решения;
- выбирать наиболее рациональное решение;
-прогнозировать последствия того или иного решения;
- видеть новую проблему;
-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого
специально подготовленный продукт проектирования;
-работать с различными источниками информации;
-планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
-собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
- оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание
экскурсионного тура, планшета и т. п.);
-сделать электронную презентацию.
Предметные результаты. Ожидается, что ученики 9 классов должны демонстрировать
следующие результаты освоения бурятского языка. Знать/понимать:
правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их
применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала;
на слух все звуки бурятского языка, соблюдать правильное ударение в словах, членить
предложения на смысловые группы, соблюдать правильные интонации в различных типах
предложений;

основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия), распознание и
использование интернациональных слов;
все типы вопросительных предложений,
употребление в речи конструкции с глаголами .
Уметь:
говорение
начать, поддержать и закончить разговор; поздравить, выразить пожелание и отреагировать на
них; выразить благодарность; вежливо переспросить, выразить согласие/отказ.
обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; дать совет и принять/не
принять его; пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в
нем участие.
выражать свою точку зрения; выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера; выражать
сомнение; выражать чувства, эмоции (радость, огорчение)
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как
описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные
суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать
сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 9-12 фраз.
аудирование
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, опуская
второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с
опорой на языковую догадку, контекст
чтение
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста
письменная речь
делать выписки из текста;
писать поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 42 слов, включая адрес),
выражать пожелания;
диктанты (обучающие)

В результате изучения бурятского языка в средней (основной) школе учащиеся должны:
знать / понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, слов осочетаний); основные способы
словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов
существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения
прилагательных);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику), принятую в бурятском языке;
- роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта,
культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад),
сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.
уметь:
в области говорения:
- начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и
усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать
краткие сведения о своем городе / селе, своей республике;
- делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках изученных тем), передавать
основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое
отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов
(прогноз погоды, программы теле- и радиопередач) и выделять значимую информацию;
- понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к
разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;

в области чтения:
- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять
тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать
логическую последовательность основных фактов текста);
— читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием,
используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письма:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни
и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы
речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
- учащийся, умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в
новой, нестандартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия,
законы.

Тематическое планирование
(9 класс)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2

3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
I - четверть
Повторение изученного за 8 класс
Личное притяжание. Безличное
притяжание
Входная контрольная работа
Анализ ошибок. Почта
Отрицание. Домашние животные
Наречие. Доржи Банзаров
Имя прилагательное
Контрольная работа
Анализ ошибок
II - четверть
Театр песни и танца Байкал.
Бурятский драматический театр
Бурятский Государственный
Академический театр оперы и
балета. Театр «Үльгэр»
Кино. Кинотеатры
Формы обращения
Парикмахерская
Контрольная работа
Анализ ошибок
III - четверть
Причастие
Причастия в предложениях
Хоца Намсараев
Деепричастие. Деепричастия в
предложениях
Сагаалган
Музеи. Бурятский художественный
музей им. Сампилова.
Этнографический музей народов
Забайкалья
Причастные и деепричастные
обороты
Растения. Природа
Контрольная работа
Анализ ошибок
IV - четверть
Заимствованные слова. Из истории
родного края
Сложносочиненные предложения
Дондок Улзытуев. Вводные слова
Устное народное творчество бурят
Сложноподчиненное предложение
Агван Доржиев. Послелоги

Количество
часов
9ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7ч.
1
1

1
1
1
1
1
10ч
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
8ч.
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
Планируемая Фактическая

7
8

Контрольная работа
Анализ ошибок
Итого:

1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».