изобразительное_искусство-5

Настоящая программа по изобразительному искусству создана на основе нормативных
документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС. Рабочая программа
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, программой
«Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского,
пособием для учителей общеобразовательных учреждений 5 классы (Б.М. Неменский,
Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М.: Просвещение, 2013),
учебников: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство
в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. —
М., 2015;
Основной образовательной программой, учебным планом МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 63» на 2021-2022 учебный год.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие
визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное
творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское
восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
•
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
•
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
•
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
•
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
•
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
•
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
•
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
•
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
•
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-овладение основами культуры практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры
Метапредметные результаты:
-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к
самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности;
-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни
человека и общества;
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по
культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной выразительности в собственной художественной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное,
классическое, современное), специфика образно-символического языка, социальнокоммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства.
Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше
национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные
художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта,
средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративноприкладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Выставочное
декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового
выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника
декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические
творческие работы.
Древние корни народного искусства (9 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское
прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь
крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием
земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет
как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и
подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву,
вышивка, народный костюм. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской
избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные
обряды.
Связь времен в народном искусстве (7 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность
современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных
промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма,
элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных
мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных
изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая
роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в
современной жизни.
Декор — человек, общество, время (10 часов)
Роль декоративных искусств, в жизни общества, в различении людей по социальной
принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как
социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на
образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной
Европы ХVII века. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и
эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло,
металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства.
Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству,
фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному
раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом,
формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока
Вводный урок: Декоративноприкладное искусство и человек
Древние корни в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Что такое юрта и почему она круглая
Конструкция и декор предметов
народного быта
Русская родная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Древние образы в современных
народных игрушках.
Искусство гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте.
Рисунки на зимнюю тему.
Декор, человек, общество, время.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества. Египет
Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества. Китай
Бурятские традиции, обряды и
праздники.
Бурятская одежда, украшения,
традиции, обряды и праздники.

Дата проведения
(планируемая)

Дата проведения
(фактическая)

22
23
24
25
26
27
28

Одежда говорит о человеке.
Первый праздник весны.
О чем рассказывают нам гербы и
эмблемы.
О чем рассказывают нам гербы и
эмблемы.
Современное выставочное искусство.
Художественная керамика.
Современное выставочное искусство.
Художественное стекло. Гобелен. Батик.
Ты сам мастер. Аппликация
Ты сам мастер. Аппликация по ткани
Ты сам мастер. Витраж

29
30
31
32
33 Ты сам мастер. Декоративная игрушка
34
Первая четверть – 9 часов
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».