Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее-ООП ООО). Структура данной рабочей программы по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы по изобразительному искусству к учебникам для 5-7 классов/ под редакцией: Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. УМК: Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс»: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская.- 2-е изд.М.:Просвещение соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2021-2022 год. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю и 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» 1) знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни чело века и общества; 2) знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; 3) понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; 4) знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; 5) называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечествен ном искусстве; 6) понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; 7) знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; 8) знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; 9) пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; 10) уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; 11) видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; 12) создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Планируемые метапредметные результат изучения предмета «Изобразительное искусство» Будут сформированы 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Планируемые, личностные, результаты, освоения, учебного предмета «Изобразительное искусство» Будут сформированы 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 2) осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 3) усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; 4) формирование ответственного отношения к учению, готовности, и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 5) формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; 6) готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 8) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Планируемые предметные результаты освоения, учебного предмета «Изобразительное искусство» Будут сформированы 1) знания о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; 2) знания о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; 3) понимание о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; 4) знания об основных видах и жанрах изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; 5) умение называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; 6) понимание особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; 7) знание основных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; 8) знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; 9) умение пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; 10) умение видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; 11) умение пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 ч) Введение . Изобразительное искусство в жизни человека. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Виды изобразительного искусства и основы его образного языка. Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч) История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет). Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч) Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Человек и пространство. Пейзаж (8 ч) Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. 3. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Вводный урок: Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство Семья пространственных искусств Рисунок - основа изобразительного творчества Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Реальность и фантазия в творчестве художника. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Изображение предметного мира. Натюрморт Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте Образ человека - главная тема искусства Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре Графический портретный рисунок Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете Роль цвета в портрете. Великие портретисты Портрет в изобразительном искусстве XX века. Жанры в изобразительном искусстве. Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) 27 28 29 30 31 3233 Изображение пространства. Правила построения перспективы Пейзаж- большой мир Пейзаж- настроение. Пейзаж в русской живописи Пейзаж в графике Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. 34 Творческая композиция Первая четверть – 9 часов Вторая четверть – 7 часов К.р. – 1 Третья четверть – 11 часов Четвертая четверть – 7 часов К.р. - 1