музыка-3

Содержание программы «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую
концепцию Д.Б. Кабалевского, который сумел сформулировать и реализовать основные
принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие
основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта
педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается,
естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным
предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной
жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь
детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного
обогащения человека.
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также
основной образовательной программой начального общего образования. Программа
разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также
возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке
программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, моторике и т. п.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы
Кабалевского Д.Б. « Музыка» 1-4 классы. – Москва: Просвещение, 2007год) и УМК
«Перспективная начальная школа», Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова «Музыка» 1- 4класс.
При составлении рабочей учебной программы частично привлекаются учебнометодические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.
«Музыка» 1-4 класс; Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. «Музыка» 1-4 класс) и вспомогательная
литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический
журнал «Музыка в школе», «Искусство в школе» дополнительные аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке).
Цель музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
● воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной
культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства
во всем многообразии его форм и жанров;
● воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
● развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
● накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря,
первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Доминирующее значение в достижении обучающимися планируемых результатов
основной образовательной программы имеет направленность программы на развитие
эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами
музыкального искусства, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического
восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим
школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой

отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и
культуре в целом.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений,
использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Музыка»
представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу
в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом
из остальных классов — на 34 часа (34 учебных недели).
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,
https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизациях.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,
маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность?
Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с
песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных,
содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной
музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и
инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях
отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песеннотанцевальной и песенно-маршевой музыки.
2-я четверть – «Интонация»
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как
связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида
искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и
повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки
препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи
по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи,
введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее
звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.
Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз,
выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии,
движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение
«зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные
интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
3-я четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности
помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие,
заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и
волк».
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая
развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей
жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности
и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для
куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое,
темповое, тембровое, фактурное
4-я четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда
музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная
форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного
строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с
помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук,
движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального
произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы
построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера
музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма
вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема
«Песня, танец и марш перерастают в
песенность, танцевальность и
маршевость»
(9 часов)
Повторение. Песня, танец, марш.
Песня, танец, марш перерастают в
песенность, танцевальность, маршевость.
Песня. Песенность.
Песенность в вокальной и инструментальной
музыке.
Танцевальность.
Танцевальность в вокальной и
инструментальной музыке.
Марш. Маршевость.
Песенность, танцевальность, маршевость.
Итоговый урок.
«Интонация» (7 часов)
Песенность, танцевальность, маршевость
встречаются вместе.
Разговорная и музыкальная речь имеют
много общего.
Интонация.
«Зерно» интонации – частица музыки.
Изобразительные интонации.
Выразительные интонации.
Интонация – основа музыки.
«Развитие музыки» (10 часов)
Развитие музыки.
Тембровое развитие музыки.
Ладовое и динамическое развитие музыки.
Развитие музыки.
Основные принципы развития музыки.
Развитие музыки.
Ладовое развитие музыки.
Темповое развитие музыки.

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведение
(фактическая)

25
26

Развитие чувств в музыке.
Интонация и развитие – главные основы
музыки.
«Построение (формы) музыки» (8 часов)
27
Одночастные музыкальные формы.
28
Двухчастные музыкальные формы.
29
Рондо.
30
Вариации.
31
Формы музыкального произведения.
32
Повторение и контраст – средства построения
музыки.
33
Что мы узнали о музыке?
Контрольное тестирование.
34
Что мы узнали о музыке?
Урок – концерт.
Первая четверть – 9 часов
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».