музыка-5

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего
образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы
«Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2010. 90, [6] с.).
Особенность программы заключается в том, что она адресована учащимся с
ослабленным здоровьем, приехавшим на лечение в школу-интернат из разных школ
республики и главным аспектом в обучении является соблюдение и применение
здоровьесбережених технологий. Так же она направлена на формирование музыкальной
культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к миру
искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Целью программы по музыке является:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной
культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как
важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении,
инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных
произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков»,
художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных
технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе
приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности
творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Познавательное развитие школьников заключается в формировании основ
художественного мышления, в дальнейшем развитии способности наблюдать и
рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и
искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.
Социальное развитие растущего человека заключается в приобщении к
отечественному и зарубежному музыкальному наследию, в уважении к духовному опыту
и художественным ценностям разных народов мира, в освоении культурных традиций
Отечества, малой родины и семьи.
Коммуникативное развитие учащихся заключается в постоянном и разнообразном
учебном продуктивном сотрудничестве, в возможности активно участвовать в
коллективном или ансамблевом пении, в развитии особого умения «слышать другого», в
построении совместной деятельности и в поиске нетрадиционных вариантов решения
творческих задач в процессе учебных ситуаций.
Интеграция музыки с другими предметами (изобразительное искусство, литература,
история, география) раскрывается в нетрадиционных формах урока (урок-игра, урокпутешествие, урок-экскурсия, урок-концерт и др.) в зависимости от тем года в каждом
классе.
Основные межпредметные связи, направленные на освоение метапредметных
результатов, просматриваются через взаимодействия музыки с - литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»,
стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…»,
«музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и
литературы – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие
понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
мировой художественной культурой (особенности художественного направления
«импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим
миром, природой).

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной
музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов изучения музыки являются:
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с
помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать
собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное
и
второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по
деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск
в процессе учебных ситуаций
нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе
музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни,
романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных
жанров;
- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей
музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных
произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в
унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного
дыхания;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что
её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками,
дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Слушание фрагмента из концерта
для ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина».
Письмо Богине Музыке.
Древний союз (3 часа)
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств
едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в
простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К.
Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р.
Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П.
Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая
природа», составление варианта урока-концерта
«Природа в искусстве»
Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И.
Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да
Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г.
Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».
Слово и музыка (3 часа)
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации,
ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата,
оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.
Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I
часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот
Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о
песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на
выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И.
Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»
Песня (4 часа)
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание
музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины
ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер
«Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю.
Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник
музыкальных наблюдений стр. 8.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой»,
И. Левитан «Вечерний звон».
Романс (2 часа)
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и
любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир
человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира

человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С.
Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание:
М. Глинка «Жаворонок».
Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь
«Февральская лазурь».
Хоровая музыка (2 часа)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой
музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может
изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки:
Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение
в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».
Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной
женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».
Урок контроля знаний и умений (1 час)
Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений.
Опера (2 часа)
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из
чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание
музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена
таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из
оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из
оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков
«Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных
наблюдений стр. 11.
Балет (2 часа)
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора,
балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов
балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным
искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф.
Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета
«Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е.
Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев
«Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».
Музыка звучит в литературе (2 часа)
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза).
Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.
Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы
«Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус
«Вечер».
Образы живописи в музыке (2 часа)
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и
музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с
изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные
портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и
живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и
сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета
«Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т),

М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое
эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»
Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне
«Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
Музыкальный портрет (1 час)
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание
музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного
цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах».
Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».
Урок контроля знаний и умений 1ч.
Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений.
Пейзаж в музыке (2 часа)
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для
творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве
музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений,
которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель.
Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная»,
М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников
«Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в
Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в
музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска
златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из
балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»,
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А.
Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота».
Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче.
Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин
«Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И.
Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов.
Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир
великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание
музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В.
Синенко «Птица-музыка».
Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега
«Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин
«М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон
на острове Святой Елены».
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства», «в песне душа
народа моего» (2 час)
Итоговое тестирование.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Музыка рассказывает обо всём
1
Древний союз
3
«Музыка и литература»
3. Слово и музыка
2
4. Песня
4
5. Романс
2
6. Хоровая музыка
2
7. Урок-обобщение. Контрольная работа.
1
8. Опера
2
9. Балет
2
10. Музыка звучит в литературе
2
«Музыка и изобразительное искусство»
11. Образы живописи в музыке
2
12. Музыкальный портрет
1
13. Урок-обобщение. Контрольная работа.
1
14. Пейзаж в музыке
2
15. «Музыкальная живопись» сказок и
3
былин
16. Музыка
в
произведениях
2
изобразительного искусства
17. Подводим итоги. «В песне душа
2
народа моего»
Обобщающий урок по теме года
«Музыка и другие виды искусства».
Контрольная работа.
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактическая)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».