музыка-6

Рабочая программа по музыке 6 класса составлена в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения основного
общего образования, фундаментального ядра, тематического планирования на основе
программы «Музыка» (предметная область «Искусство»), Т.И. Науменко, В.В. Алеева,
(Волгоград, 2011г). Помимо этого в данной разработке учитываются концептуальные
положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данного учебного курса,
является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального
искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя
в этом мире.
Особенность программы заключается в том, что она адресована учащимся с
ослабленным здоровьем, приехавшим на лечение в школу-интернат из разных школ
республики и главным аспектом в обучении является соблюдение и применение
здоровьесбережених технологий. Также данная программа способствует обогащению
учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая
бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу
учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется
двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью
средств художественной выразительности». Это определяет актуальность программы.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как
неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в
размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по
теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка
души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат
даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь
сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его
чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,
https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и
творческих задач;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение
познавать мир через музыкальные формы и образы;
- творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего
мира;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
формирование духовно-нравственных оснований;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
регулятивные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;
- способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и
уровня усвоения;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися;
- умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных
источников;
- способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному
произведению, аргументировать свою точку зрения;
- умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства;
- навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;
коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о
музыке;
- умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;

- умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач.
Познавательные УУД:
- способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного
осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- умение самостоятельно получать знания;
- формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера;
- умение находить главные идеи в текстовом материале;
- преобразование музыкального образа в пространственно-графический;
- потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со
сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл
художественного образа музыкального произведения;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств
выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную
терминологию;
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней
отечественного музыкального искусства;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах
музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи
и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на
музыкальном материале.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов
(лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и
инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и
инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Развитие жанров светской
музыки – романс. Старинный русский романс. Многообразный мир эмоциональных
чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
Картинная галерея. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование
русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство
интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы
развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение
исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Отечественная музыкальная культура
19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические
образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка
С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские
исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и
регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное
музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни).
Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных
обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских
композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством
выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством
прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие
музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Романтизм в западноевропейской
музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь».
Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного
образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней
Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья:
знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности
развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для
инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности
духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и
Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового
концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия:
развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и
образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Урок 13. «Перезвоны» Молитва. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным
музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха
как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Образы духовной музыки
Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности
органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл:
токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 15. Образы скорби и печали. Кантата Д Перголези «Stabat mater» «Реквием»
Вольфганга Амадея Моцарта. Получить представление о стиле барокко. Проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития. Сравнить различные
исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявить их своеобразие.
Размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее
воплощения.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стилевое
многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и
лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных
жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения
музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая»
и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального
искусства: бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители
авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни.
История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
«Урок 18. Джаз – искусство 20 века. Неоднозначность терминов «легкая» и
«серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального
искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки.
Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой
музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и
лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида
искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и
симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена.
Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие
жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических,
лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип
развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке.
Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Романтизм в
западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная
инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика
особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной
баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной
принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна.
Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Особенности
западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека,
его жизнь в многообразных проявлениях. Зарождение и развитие жанра
инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный
концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность
музыки.
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы
развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.
Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного
произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к
повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций
русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов
прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке
Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов
литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка
Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 25. Резервный урок.
Урок 26. Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.
Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.
Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения
музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне
противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 27. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».Особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр
программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке.
Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение
противоборствующих сил.
Урок 28. Резервный урок
Урок 29. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и
особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной,
вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной
музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в
программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как
конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла,
любви и вражды.
Урок 30. Мир музыкального театра. С.С. Прокофьев Балет «Ромео и
Джульетта».Интерпретация литературного произведения в различных музыкальнотеатральных жанрах: опере, балете, мюзикле.
Урок 31. – Урок 32. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и
«серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация
литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере,
балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки,
сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений
как один из сильнейших драматургических приемов. Современная трактовка
классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия,
изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Леонард
Бернстайн Мюзикл «Вестсайдская история». Кристоф Виллибальд Глюк Опера «Орфей
и Эвридика». А.Б.Журбин Рок –опера «Орфей и Эвридика».
Урок 33. Образы киномузыки. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального
искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Урок 34. Резервный урок.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Дата

Дата

проведения
(планируемая)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Мир образов вокальной и инструментальной
музыки (16ч)
Образы романсов и песен русских композиторов
Образы романсов и песен русских композиторов
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов
Образы песен зарубежных композиторов
Образы песен зарубежных композиторов
Образы русской народной и духовной музыки
Образы русской народной и духовной музыки
Обобщение по теме: «Мир образов вокальной и
инструментальной музыки».
Заключительный концерт.
Образы духовной музыки Западной Европы
Образы духовной музыки Западной Европы
Авторская песня: прошлое и настоящее
Авторская песня: прошлое и настоящее
Джаз - искусство 20 века
Обобщение по теме: «Мир образов вокальной и
инструментальной музыки».
Заключительный концерт.
Мир образов камерной и симфонической
музыки (18 ч)
Образы камерной музыки. «Могучее царство
Шопена»
Образы камерной музыки. «Инструментальная
баллада»
Образы камерной музыки. «Ночной пейзаж»
Образы камерной музыки. «Космический пейзаж»
Образы камерной музыки. «Инструментальный
концерт»
Образы камерной музыки. «Быть может, вся
природа – мозаика цветов?»
Образы симфонической музыки.
Образы симфонической музыки. Музыкальные
иллюстрации к повести А.С. Пушкина
Обобщение по теме: «Мир образов камерной и
симфонической музыки»
Заключительный концерт.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
Программная музыка. Бетховен Увертюра
«Эгмонт»
Программная музыка. Чайковский увертюрафантазия «Ромео и Джульетта»
Мир музыкального театра.
Мир музыкального театра.
Образы киномузыки.

проведения
(фактическая)

33

Обобщение по теме: «Мир образов камерной и
симфонической музыки».
34 Заключительный концерт.
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».