музыка-7

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения основного
общего образования, фундаментального ядра, тематического планирования на основе
программы «Музыка» (предметная область «Искусство»), Т.И. Науменко, В.В. Алеева,
(Волгоград, 2011г). Помимо этого в данной разработке учитываются концептуальные
положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данного учебного курса, является
принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства как
человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы,
проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в
координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные
положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в
частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы
года.
Особенность программы заключается в том, что она адресована учащимся с
ослабленным здоровьем, приехавшим на лечение в школу-интернат из разных школ
республики и главным аспектом в обучении является соблюдение и применение
здоровьесбережених технологий. Также программа нацелена на углубление идеи
многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального
восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной
деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой
художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся
эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и
гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на
расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства,
опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое
значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке,
музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства,
раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в
музыкальном самообразовании.
Программа адресована для учащихся 7 класса.
Объём часов рабочей программы рассчитан на 34 часа.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через
приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического
формирования личности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему
миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе
приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в
размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный
год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
- творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего
мира;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной
деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его
участников в художественно-педагогическом процессе.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
Регулятивные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
- выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;

- способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и
уровня усвоения;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися;
- умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных
источников;
- способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному
произведению, аргументировать свою точку зрения;
- умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства;
- навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о
музыке;
- умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;
- умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач.
Познавательные УУД:
- способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного
осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- умение самостоятельно получать знания;
- формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера;
- умение находить главные идеи в текстовом материале;
- преобразование музыкального образа в пространственно-графический;
- потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со
сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл
художественного образа музыкального произведения;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности,
специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную
терминологию;
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней
отечественного музыкального искусства;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных
произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать
их роль в творческой и исполнительской деятельности;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на
музыкальном материале.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (24 ч.)
Первый раздел посвящен выявлению музыкальной драматургии сценической музыки.
Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князи Игорь»
А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в
балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с
современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а так же рокопера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л.Уэббера и музыка к драматическим
спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве
своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в
отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая
сама идёт к нам.
Урок 1. Классика и современность
Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся; помощь им осознать, что
встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к
духовному опыту поколений. Понятия «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль».
Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.
Классика – это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники
прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Урок 2 – Урок 6. В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Расширение и углубление
знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе
взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным
языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере.
Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически-образный тип
музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплоченная одним чувством,
одной волей.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Обобщение представлений учащихся в
жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе
знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми).
Продолжение знакомства учащихся с героическими образами русской истории.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития
оперы.
Урок 7 – Урок 9. В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко. «Плач Ярославны». «Молитва». Актуализация знаний
учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрытие особенности
драматургического развития образов на основе контраста. Формы музыкальной
драматургии в балете: классический и характерные танцы, действенные эпизоды,
хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете – идея поиска
ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку
Игореве» в жанре балета: анализ основных образов балета Б. Тищенко «Ярославна»;
сравнение образных сфер балета с образами оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Урок 10. Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов. Обобщение особенностей драматургии разных жанров
музыки героико-патриотического, эпического характера. Развитие ассоциативнообразного мышления учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое
прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры,
архитектуры.
Урок 11 – Урок 12. В музыкальном театре. «Мой народ – американцы.»

Дж. Гершвин. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера». Расширение
представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.
Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. Л.Уэббера (Англия); выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление
понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Урок 13. Развитие традиций оперного спектакля.
Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.
Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 14 – 15. Опера «Кармен» Ж.Бизе. Самая популярная опера в мире. Балет «КарменСюита» - новое прочтение оперы Бизе. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель
которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы
главных героев, роль народных сцен. Непрерывное симфоническое развитие в опере.
Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской
музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных
песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р. Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.
Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной
музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Урок 16. Музыкальная викторина по пройденным темам.
Урок 17-18. Балет «Кармен-Сюита». Раскрытие музыкального образа Кармен через
песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе
через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.
Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина. Современная трактовка темы
любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики
Кармен, Хозе и Тореро.
Урок 19 – Урок 20. Сюжеты и образы духовной музыки. И.С.Бах. Высокая месса «От
страдания к радости».
Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С.В.Рахманинов. Актуализация
музыкального опыта учащихся, связанного с образами духовной музыки, знакомство с
вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов на примере
«Высокой мессы» И.С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того,
насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём
их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 21-22. Рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда» Э.Л.Уэббер. Знакомство с
фрагментами рок-оперы Э. Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы;
драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы
драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства
драматургического развития музыкальных образов.
Урок 23. Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.
Урок 24. «Гоголь-сюита» - из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». «Музыканты –
извечные маги…». Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;
актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом
действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление
знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности
музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Раздел 2.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (11 ч.)
Второй раздел посвящен особенностям драматургии камерной и симфонической
музыки. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкальносценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным

раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической
музыки.
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого
произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях
воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия
– в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций,
тем, эпизодов.
Урок 25. Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Урок 26. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка
Актуализация жизненно-музыкального опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов
развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщение и
систематизация представления учащихся об особенностях драматургии произведений
разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 27. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Урок 28. Транскрипция.
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи
романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Листа и Ф.
Бузони; Выявление изменений в драматургической концепции сочинения на основе
сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи
романтизма.
Урок 29. Циклические формы инструментальной музыки
Кончерто гроссо А. Шнитке. Сюита в старинном стиле А. Шнитке. Особенности формы
инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов;
«полистилистика».
Урок 30. Соната. Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;
особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в
творчестве великих композиторов: Л.Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 31-32. Симфоническая музыка
Симфония № 103 Й.Гайдна. Симфония №40 В. Моцарта. Симфония №1
«Классическая» С. Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена. Симфония №8
«Неоконченная» Ф. Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Симфония №5 П.
Чайковского. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича. Знакомство с шедеврами
русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического
развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;
расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с
другими видами искусства.
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму
музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.
Ощущение современности художественных произведений, посвящённых судьбоносным
событиям истории страны: понимание способов создания художественного образа и
драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей
симфонии.
Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Закрепление представлений
учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализация музыкально-слуховых представлений
о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической
картине «Празднества», сравнение музыкального языка «Празднеств» с другими
сочинениями на тему праздника.
Урок 33. Инструментальный концерт. Рапсодия.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж.
Гершвин. Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определение их
образного строя; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить

содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и
фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического
развития на примере сочинения Дж. Гершвина.
Урок 34. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и
исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщение представления
учащихся о выразительных возможностях фольклора в региональной музыкальной
культуре. Знакомство их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Урок 35. Промежуточная аттестация
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока

1
2
3-4
5-6
7
8-9
10
11-12
13
14-15
16
17-18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

ТЕМА
Особенности музыкальной драматургии
сценической музыки
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна»
Героическая тема в русской музыке
В музыкальном театре. «Мой народ –
американцы…» (опера «Порги и Бесс)
Развитие традиций оперного спектакля
Опера «Кармен»
Музыкальная викторина «Особенности
музыкальной драматургии сценической
музыки»
Балет «Кармен-сюита»
Сюжеты и образы духовной музыки
«Высокая месса»
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео
и Джульетта»
«Гоголь-сюита»
Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки
Музыкальная драматургия – развития музыки
Два направления музыкальной культуры
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Транскрипция
Циклические формы инструментальной
музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в
старинном стиле» А. Шнитке
Соната. Соната №8 Л. Бетховена
Симфоническая музыка. Симфония № 40

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактическая)

В.-А. Моцарта.
32
Симфония № 5 Л. Бетховена.
33
Инструментальный концерт
34
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
35
Промежуточная аттестация.
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».