музыка-8

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;
 Музыка 5-7 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ (Г. П.Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова). -М.: Просвещение,
2011-104с.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационнообразном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других
видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и
направления:
 приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опыт поколений;
 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;
 развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
 освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационнообразной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
 овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и
пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства:
восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервнопсихических перегрузок учащихся.
Методологическими основаниями данной программы служат современные научные
исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной
картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе
начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и
образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются
в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.
Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных
культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и
мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости;
принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип
тождества и контраста, сходства и различий; принцип интонационности; принцип диалога

культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию
учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического
отношения к искусству и жизни.
Предмет «Музыка» изучается в 8 классах в объёме 34 часов (1 ч.резерв).
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,
https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности
учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности
её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных
результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение
устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например в художественном проекте,
взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени
общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его
общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и
слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение, создание проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной

деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами
изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных
творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих
задач.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов
1. Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка,
классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической
музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслителихудожники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к
жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь
им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является
прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:
«классика», «жанр»,
«классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2. В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы
сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в
опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его
драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий,
переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.
Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,
симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая
личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное
самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение
принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными
характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с
героическими образами русской истории.
4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном
спектакле. Роль балетмейстера и дирижера
в балете. Современный и классический
балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать
знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности
драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы
музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные
эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна». Рок-опера
«Преступление и наказание»
Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы.
Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и
серьёзная музыка.

6. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и
новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
7.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для
симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное
противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных
героев, роль народных сцен.
8. Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. Музыкальные
зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю
«Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием
музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого
произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении
по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном
взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный
кинематограф.
11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.
Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского,
симфония
№1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная»)
Ф.Шуберта.
13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». Проектная работа
14. «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина
«Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка,
сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая
и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве
зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера
(Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер
Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
15. Защита проекта.
16. Обобщающий урок- викторина.
«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»
19 часов
17.
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги
и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка,
сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая
и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве
зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера
(Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер
Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

18.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных
героев, роль народных сцен.
19.
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
20.
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение
музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению
восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких
приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить
и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии
произведений разных жанров музыки.
21.
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
22.
Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез
архитектуры и музыки.
23.
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
24.
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Кошки».
25.
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
26.
Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном
творчестве.
27.
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
28.
Музыка в храмовом синтезе искусств.Музыка И. С. Баха -язык всех времен и
народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное
зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт
учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокальнодраматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой
мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько
интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их
достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
29.
Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество
России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся,
связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим
творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.
30.
Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
31.
Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.
32.
Музыкальные завещания потомкам.
33.
Исследовательский проект. Защита.
34.
Обобщающий урок по второму разделу.
35.
Пусть музыка звучит.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

1

Классика в нашей жизни.

2

В музыкальном театре. Опера

3

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактически)

4

В музыкальном театре. Балет.

5

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.
«Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление
и наказание»

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

7

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и
Джульетта»

8

Музыка
к
драматическому
спектаклю
Музыкальные
зарисовки
для
большого
симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к
драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

9

Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь –
сюита» А.Шнитке.

10

Музыка в кино. Музыка немого кино.

11

Музыка в кино.
«Властелин колец».

12

В концертном зале. Симфония: прошлое и
настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта,
П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского,
симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева.
Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

13

«Музыка – это огромный мир, окружающий
человека…».

14

Музыканты – извечные маги»

15

Защита проекта.

16

Обобщающий урок- викторина.

17

В музыкальном театре. «Мой народ американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и
Бесс»

18

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

19

Портреты великих исполнителей. Елена
Образцова

20

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы
Бизе.

21

Портреты
Плисецкая.

22

Современный

Музыка

великих

к

кинофильму

исполнителей.

музыкальный

Майя
театр.

Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и
музыки.
23

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Юнона и Авось»

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Кошки».

25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Призрак оперы».

26

Классика в современной обработке. Новаторство
– новый виток в музыкальном творчестве.

27

В
концертном
зале.
Симфония
«Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

28

Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И.
С. Баха

29

Галерея религиозных образов. Всенощное бдение.
Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни
и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт
учащихся, связанный с образами духовной
музыки, познакомить с вокально - драматическим
творчеством русских и зарубежных композиторов.
А.Рублев. Спас Нерукотворный.

30

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что
стремиться в храм».

31

Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок
Дионисия – миру.

32

Музыкальные завещания потомкам.

33

Исследовательский проект. Защита.

34

Обобщающий урок по второму разделу.

35

Пусть музыка звучит.

Первая четверть – 9 часов
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1

№7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».