ОБЖ-10

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности в
10 классе составлена на основе следующихнормативных документов и
методических рекомендаций: федеральный компонентгосударственного
стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации №1089
от
05.03.2004
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственныхобразовательных
стандартов
начального
общего,
основного общего и среднего (полного)общего образования», рабочая
программа по ОБЖ для 10 класса разработана наоснове федерального
компонента государственного стандарта общего образования по ОБЖ,
общеобразовательной программы по ОБЖ 10кл, авт. Смирнов А.Т.,
Хренников Б.О.. Рассчитана на 35 часов в год (1 часа в неделю).
Программапредусматривает
преподавание
ОБЖ
как
в
общеобразовательных классах, так и
классах повышенного уровня за счет расширения историко-литературного
контекста, засчет углубления теоретического материала и терминологии.
По школьному учебномуплану на изучение ОБЖ в 10 классе выделено 1 час
в неделю (35 ч. в год)
Место предмета в учебном плане
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории
создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых
традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления
теоретических знаний и приобретения необходимых практически; навыков программой курса
предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го
класса на базе воинских частей, определяемыхвоенными комиссариатами или на базе учебных
учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце
учебного года на проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа
жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06
обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите
населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и
постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О
федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения
действий в чрезвычайных ситуациях", от 24июля 1995 года № 738 "О порядкеподготовки
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной)
общеобразовательной школе направлен на достижение следующих задач:
 освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке
подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную
службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите
государства;
 овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;
использовать
средства
индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное
самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
 развитиечерт личности, необходимых для безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности

по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа
жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения
к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга
по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения
военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации
или других войсках.
Изучение
тематики
данной
учебной программы направлено
достижение
следующих целей:
усвоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни;
о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва
и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту
и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
 использование
элементов
причинно-следственного
и
структурнофункционального анализа;
 участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работе;
 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
 оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде,
выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни
экологических требований;
 умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои
мировоззренческие взгляды;
 осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессии.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов

реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера,
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности,
общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного
автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению
в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности,
движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного
жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с
насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте,
в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды
наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих
безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое
нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная
ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района
проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка
правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в
защитных сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по
защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области
защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.
Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на
обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ
"О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности
дорожного движения","Об обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание
законов, основные права и обязанности граждан.
Раздел 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности
личности, общества и государства.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его
значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности
Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка,
активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов
жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного

режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных
качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов
на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении
нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям
физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового
долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека
и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной
среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому
выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и
социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные
последствия
употребления
алкоголя, снижение
умственной и физической
работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части
Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение
и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в
быту
Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел 4. Основы обороны государства
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению
защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или
вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы
управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие
факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных
средств поражения.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала
"Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее
содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных
сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в
защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных
сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация
санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация
гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План
гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание
регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX
века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные
Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск.
Ракетные войска стратегическогоназначения, их предназначение, обеспечение высокого
уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода
войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания,
предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые
задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания,
предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная
организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление
Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные
содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской
Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации,
Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска
гражданской обороны, их состав и предназначение.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника
Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к
Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание
патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного
с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни
славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы
увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с
днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового
товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности
боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных
наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России,
звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал
приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.
Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов
военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Раздел 5. Основы военной службы
Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья
военнослужащих. Суточный наряд, общие положения. Обязанности дежурного по роте.
Обязанности дневального по роте. Организация караульной службы, общие положения.
Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. Строевые приемы.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Назначение и боевые свойства
автомата Калашникова. Порядок не полной разборки и сборки автомата Калашникова.
Приемы и правила стрельбы из автомата. Современный бой, обязанности солдата в бою.

№
п/п

1
2
3
4
5

6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Дата
Тема урока
проведения
проведения
(планируемая) (фактическая)
Автономное пребывание человека в природной среде
Практическая подготовка к автономному
существованию в природной среде
Обеспечение личной безопасности на дорогах
Обеспечение личной безопасности в криминогенных
ситуациях
Правила личной безопасности при угрозе
террористического акта
ЧС природного характера, причины их
возникновения и возможные последствия

7

ЧС техногенного характера, причины их
возникновения и возможные последствия

8

Военные угрозы национальной безопасности России

9

Международный терроризм - угроза национальной
безопасности России
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее
структура и задачи

10

11

ГО, ее предназначение и основные задачи, основные
виды оружия и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения о ЧС
мирного и военного времени, средства
индивидуальной защиты

12

Сохранение и укрепление здоровья. Основные
инфекционные заболевания, их классификация и
профилактика

13
14

Значение двигательной активности и физической
культуры для здоровья человека
Здоровый образ жизни. Вредные привычки, их
влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек

15

История создания Вооруженных сил РФ

16
17
18

Памяти поколений - дни воинской славы России
Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ
Сухопутные войска, их состав и предназначение

19

Военно-воздушные силы, воздушно-десантные
войска

20

Военно-морской флот, ракетные войска
стратегического назначения
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества
защитников Отечества

21
22

Дружба и войсковое товарищество

23

Размещение военнослужащих

24

Распределение времени и повседневный порядок

25

Суточный наряд, общие положения

26

Обязанности дневального по роте, дежурного по
роте
Организация караульной службы, общие положения

27
28

Часовой - лицо неприкосновенное, обязанности
часового

29

Строи и управление ими, строевые приемы и
движение без оружия

30

Выполнение воинского приветствия в строю на
месте и в движении

31

Назначение и боевые свойства автомата
Калашникова

32
33

Порядок неполной разборки и сборки автомата
Калашникова
Современный бой

34

Обязанности солдата в бою, действия солдата в бою

Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».