ОБЖ-11

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе
составлена на основе следующих нормативных документов и методических
рекомендаций: федеральный компонент государственного стандарта общего образования:
Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования», рабочая программа по ОБЖ для 11
класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта
общего образования по ОБЖ, общеобразовательной программы по ОБЖ 11кл, авт.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. Рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа
предусматривает преподавание ОБЖ как в общеобразовательных классах, так и
классах повышенного уровня за счет расширения историко-литературного контекста, за
счет углубления теоретического материала и терминологии. По школьному учебному
плану на изучение ОБЖ в 11 классе выделено 1 час в неделю (34ч. в год)
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся
осуществляется в виде тестирования.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности
и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения;
основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной
службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно
изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу
введен специальный раздел.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной
школе направлен на достижение следующих целей:
 освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
 воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике,
патриотизма и долга по защите Отечества;



развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению
актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
 овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой
получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ,
использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/,
https://uchi.ru/,
https://reshu-oge.ru/,
https://zoom.us/
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера,
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности,
общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пожарная безопасность.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности Пожары в жилых и
общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения
пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины
возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при
пожаре в жилом или общественном здании. Обеспечение личной безопасности на
водоемах в различное время года Особенности состояния водоемов в различное время
года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных
местах. Безопасный отдых у воды. Обеспечение личной безопасности в различных
бытовых ситуациях Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации
различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное
обращение с электричеством, бытовым газом и средствами, бытовой химии. Меры
безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер. Правила личной
безопасности при угрозе террористического акта Обеспечение личной безопасности в
случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. Наркотизм и
национальная безопасность России. Наркотизм как преступное социальное явление по
незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли.
Основы здорового образа жизни
Нравственность и здоровье. Формирование правильных взаимоотношений полов.
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию

совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор).
Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания
прочной семьи. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи,
причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность
за заражение венерической болезнью. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и
основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение
ВИЧ-инфекцией. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок
заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Основы медицинских знаний
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила оказания
первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные
причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при
инсульте. Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой
медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике. Наиболее
целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи Признаки
артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила
наложения давящей повязки, правила наложения жгута. Цель иммобилизации, возможные
средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. Основные виды травм
опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм
опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской
помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговая травма, основные
причины ее возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при
черепно-мозговой травме. Травма груди, причины ее возникновения, возможные
последствия. Первая медицинская помощь при травме груди. Травма живота, причины ее
возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота.
Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая
медицинская помощь при травме в области таза. Травмы позвоночника и спины, основные
виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой
медицинской помощи при травмах позвоночника и спины. Реанимация. Правила
проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная
вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения
непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Основы обороны государства
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Основные
функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в
Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств.
Основные задачи по обеспечению военной безопасности, по опережению вооруженного
нападения, в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Нормативная база привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации к борьбе с
терроризмом. Участие в проведении контр-террористической операции, пресечение
международной террористической деятельности за пределами территории Российской
Федерации. Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Основы военной службы
Правовые основы военной службы. Положения Конституции Российской Федерации и
Федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе

военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые
основы военной службы. Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и
льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод
военнослужащих. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащих.
Военные аспекты международного права. Общие понятия о «Праве войны».
Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою.
Категории лиц и объектов, которым международным правом предоставлена особая защита
Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих. Основное предназначение Устава внутренней службы Вооруженных
Сил Российской Федерации и его общие положения. Основное предназначение
Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие
положения. Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной службы
Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Основное
предназначение Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие
положения. Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности
военнослужащего. Учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность, реальные
боевые действия. Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода
войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и
основные элементы воинской деятельности. Общие требования воинской деятельности:
внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность,
способность принимать решения. Любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям,
народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу
и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости,
конституционного строя России, народа и Отечества — основные качества
военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское
звание — защитник Отечества. Воинская честь и достоинство — неотъемлемое качество
военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Военнослужащий —
специалист своего дела. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых
возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в
бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении
боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать
военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство,
быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях
современного боя. Военнослужащий — подчиненный, выполняющий требования
воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие — принцип
строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения
основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно
поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину,
воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность
выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам,
при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. Общие обязанности
военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность
основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются. Ритуалы Вооруженных
Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда,
кем и от чьего имени воинской части вручается Боевое Знамя. Военная присяга. Ее роль и
значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и
матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги. Текст
обязательства (для иностранных граждан). Порядок вручения стрелкового оружия.

Порядок закрепления военной техники и вооружения. Ритуал подъема и спуска
Государственного флага Российской Федерации. Предназначение ритуала и порядок его
проведения
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3

4
5

6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Разделы, темы
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни.
Пожарная безопасность. Правила при пожаре
Обеспечение личной безопасности на водоемах.
Обеспечение личной безопасности в различных
бытовых ситуациях
Защита насеения Российской федерации от
чрезвычайных ситуаций
Организационные основы борьбы с терроризмом и
наркобизнесом
Нормативно-правовая база борбы с терроризмом.
Государственная политика противодействия
наркотизму.
Контртеррористическая операция и условия ее
проведения.
Правила поведения при угрозе террористического
акта(ситуационные задачи)
Основы здорового образа жизни
Правила личной гигиены. Нравственность и
здоровье.
Инфекции, предаваемые половым путем.
Понятие о Вич-инфекции. Меры профилактики
Семья в современном обществе.
Основы медицински знаний и оказание первой
медицинской помощи
ПМП при острой сердечной недостаточности и
инсульте.
ПМП при ранениях
Основные правила оказания ПМП.
Правила становки артериального кровотечения
Способы иммобилзации и переноски
пострадавшего.
ПМП при различных травмах
ПМП при остановке сердца
Основы обороны государства
Функции и основные задачи современных ВСРФ
Применение ВСРФ и борьбе с терроризмом
Международная деятельность ВСРФ

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактическая)

№

19
20
21
22

23
24

25

Разделы, темы
Боевое Знамя воинской части – символ воинской
части, достоинства и славы
Ордена – почетные награды за воинские отличия
Военная форма одежды
Основные понятия о воинской обязанности.
Организация воинскго учета.
Постановка на учет.
Обязанности граждан к военной службе.
Обязательная подготовка граждан к военной
службе
Требования к индивидуальным качествам
специалистов по сходным воинским должностям.
Добровольная подготовка граждан к военной
службе.
Организация медицинского освидетльствования
гражда при постановке на воиский учет

Увольнение с военной службы
Основы военной службы
Правовые основы военной службы.
Статус военнослужащего.
27
Военные аспекты международного права
Уставы
28
Военнослужащий – вооруженный защитник
29
Отечества. Честь и достоинство воина ВСРФ.
Военнослужащий – вооруженный защитник
30
Отечества. Честь и достоинство воина ВСРФ.
Ритуалы ВСРФ
31
Прохождение военной службы п призыву
32
Особенности военной службы по контракту
33
Альтернативная гражданская служба
34
Первая четверть – 9 часов
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1
26

Дата
проведения
(планируемая)

Дата
проведения
(фактическая)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».