Рабочая программа по «Технологии» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897; - Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ; - Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14). - Программа основного общего образования по образовательной области «Технология» (допущены Министерством образования Российской Федерации) по направлению «Технология». «Сборник нормативных документов. Технология / сост. С23 Э. Д. Днепров, А.К. Аркадьев. – М.: Дрофа,2007.- 198, под ред. В.Д. Симоненко (М., 2007); - Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое тематическое планирование по программе В. Д. Симоненко / авт.-сост. Е.А. Киселёва (и др.).- Изд. 2-е.Волгоград: Учитель, 2010,-111 с. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средством учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Цели: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организационных способностей; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Задачи: -приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, об информационных технологиях технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; - обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; - овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; - использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации; - развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Рабочая программа рассчитана на 34 часа(1 урока в неделю), при продолжительности учебного года 34 недель. Всего – 34 часа В неделю – по 1 часу. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Программа составлена исходя из следующих целей обучения технологии в рамках ФГОС основного общего образования в основной школе: Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: -проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; -выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; -развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; -овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; -самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; -планирование образовательной и профессиональной карьеры; -бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; -готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; -проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: -алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; -проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; -самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; -приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; -использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; -согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками; -объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; -диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; -соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: -рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда; -оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; -ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; -распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; -владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; -применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности. В трудовой сфере: -планирование технологического процесса и процесса труда; -подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; -подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов; -проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; -выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; -соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; -подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; -контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. В мотивационной сфере: -оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; -согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности; -осознание ответственности за качество результатов труда; -наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ; -стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: -моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; -эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; -рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: -формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; -оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; -публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. В физиолого-психологической сфере: -развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; -достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; -сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 8 классах еженедельно отводятся один час учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели. В 8 классе из общего времени 15 % (12 часов) отводится для изучения регионального компонента содержания. Содержание обучения по направлению «обслуживающий труд» в 8 классе: 1. Домашняя экономика 2. Техника (элементы машиноведения). 3. Художественная обработка материалов. 4. Профессиональное самоопределение. 5. Основы проектирования. 6. Информационные технологии. Основные разделы: 1. Домашняя экономика – 9 часов 2. Технология обработки тканей – 23 часа Материаловедение - 4 Машиноведение -2 Конструирование и моделирование - 5 Технология изготовления изделия - 12 3. Художественная обработка материалов – 2 часов Итого 34 часа. Региональный компонент содержания реализуется за счет отдельного блока «Вышивка», который является неотъемлемой частью учебной программы. В разделе «Основы проектирования» указаны часы для изучения теоретических сведений, практическая работа над проектом проводится параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой проекта. Лабораторно-практические работы: № 1 – Определение свойств тканей из синтетических волокон. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА – (9 часов) 1 2 3 4 Домашняя экономика. Я и моя семья. Функции семьи. Потребности семьи Бюджет семьи Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1819 2021 22 23 24 2526 27 28 2930 31 32 33 34 Доходная и расходная части семейного бюджета. Накопление. Сбережения. Расходная часть бюджета. Трудовые отношения в семье. Контрольная работа Экономика. Технология ведения бизнеса КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (8 часов) Материаловедение. Ткани сложных структур Снятие мерок и расчет конструкций. Построение основы чертежа ППБ брюк. Построение основы чертежа ЗПБ брюк. Расчет задней половинки брюк (ЗПБ), передней половинки брюк (ППБ) Изготовление выкроек Построение чертежа в натуральную величину. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КЛАССИЧЕСКИХ БРЮК (14часа) Раскрой брюк. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка брюк к примерке. Проведение примерки. Стачивание боковых швов брюк. Обработка застежки «молния» в боковой шов. Обработка боковых срезов брюк правой брючины Обработка боковых срезов левой брючины Обработка и притачивание пояса. Обработка нижнего среза брюк. Окончательное ВТО ЗАЩИТА ПРОЕКТА (2 часа) Оформление творческого проекта Защита проекта Первая четверть – 9 часов Вторая четверть – 7 часов Третья четверть – 11 часов Четвертая четверть – 7 часов