Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. «Утверждено приказом директора МАОУ «СОШ № 63 г. Улан – Удэ» от 03 сентября 2019г Положение о предпрофильной подготовке МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 63 г. " 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи введения предпрофильной подготовки в МАОУ «СОШ № 63» в рамках профильного обучения. 1.2. Положение разработано на основании: - Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл.3, ст.30); - Письма Министерства образования РФ от 20.08.2003 года "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы"; - Приказа Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783 об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования; - Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 о Федеральном базисном учебном плане и примерном учебном плане для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; - Постановления правительства РФ от 09.06.2003г. № 334 о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях; - Приказа Минобразования РФ от 31.03.2004г. № 1357 о проведении эксперимента по теме «Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования» в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования; 1.3. Основная цель введения предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. 1.4. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования. 1.5. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством Российской Федерации, Уставом МАОУ БГ№29 и Положением о предпрофильной подготовке образовательного учреждения. Содержание предпрофильной подготовки 1.6. Предпрофильная подготовка включает в себя: - информационную работу; - ориентационную работу; - курсы по выбору обучающихся; - оформление «портфолио» обучающегося. Информационная работа – это информирование в отношении возможного выбора профиля обучения и образовательной организации, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения на уровнях профессионального образования. Ориентационная работа – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» имеют целью оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и проектирование продолжении обучения в профильных и универсальных классах уровня среднего общего образования, учреждениях среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Курсы по выбору – это учебные курсы, которые реализуются в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы и решают ряд специальных образовательных задач. В школе реализуются два вида курсов: предметно-ориентированные и межпредметные (ориентационные). Содержание и форма организации предметно-ориентированных курсов направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Межпредметные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно способа продолжения образования. Портфолио – это совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений учащегося. 2. Организация предпрофильной подготовки 2.1. Предпрофильная подготовка в 9 классах реализуется через введение курсов по выбору (предметно-ориентированных, межпредметных). 2.2. Учащимся предлагается спектр курсов, из которых они выбирают наиболее приемлемые, интересные, нужные для дальнейшего обучения. 2.3. 2/3 объема времени отводится на курсы по выбору; 1/3 объема времени используется для информационной работы и профильной ориентации. 2.4. В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки возможно: 2.4.1. делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы; 2.4.2. привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности; 2.4.3. организовывать различные варианты взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия; 2.4.4. использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов; 2.4.5. использовать современные информационные и коммуникационные технологии. 2.5. Успешность прохождения программ курсов по выбору оценивается педагогом нетрадиционными способами (зачет, выступление, публичная защита и т.д.). 3. Обеспечение предпрофильной подготовки 3.1. Для обеспечения деятельности по введению предпрофильной подготовки администрация образовательной организации: 3.1.1. создает необходимые условия для повышения квалификации педагогических работников по содержанию предпрофильной подготовки в школе; 3.1.2. организует образовательный процесс и методическую работу в соответствии с требованиями и особенностями содержания образования в условиях предпрофильной подготовки; 3.1.3. устанавливает штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат с учетом специфики проводимой работы; 3.1.4. осуществляет мониторинг качества предпрофильной подготовки; 3.1.5. готовит ежегодный аналитический отчет о ходе и результатах предпрофильной подготовки обучающихся. 3.2. Методическое обеспечение курсов по выбору включает: 3.2.1. программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу; 3.2.2. систему творческих заданий для учащихся, материалы для проектной деятельности, исследований; 3.2.3. оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности; 3.2.4. контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса. Программы курсов по выбору должны пройти экспертизу и должны быть утверждены на методическом совете школы. 4. Права и обязанности участников образовательного процесса 4.1. Участниками образовательного процесса являются: педагогические работники школы, медицинский работник, обучающиеся и их родители (лица их заменяющие). Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляют педагог-психолог, классные руководители. 4.2. Обучающиеся в Школе имеют право на: - выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей; - изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополнительной информации до начала его изучения; - условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; - бесплатное пользование информационными ресурсами. 5.3. Обучающиеся в Школе обязаны: - посещать предпрофильные курсы согласно расписанию; - изучить начатый курс в полном объеме; - соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных курсов; - уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. 5.4. Педагогические работники Школы имеют право: - на выбор методики обучения и воспитания, учебных пособий; - на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов. 5.5. Педагогические работники Школы обязаны: - поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся; - соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов, практикумов, экскурсий; - проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда. 5.6. Родители (законные представители) имеют право: - знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе; - знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке. 5.7. Родители (законные представители) обязаны: - обеспечить посещение обучающимися предпрофильных курсов. 5. Функции заместителя директора школы (методиста), организующего предпрофильную подготовку В функции заместителя директора школы (методиста), которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит: 5.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе: -анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материальнотехнических ресурсов; -изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований; -Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки. 5.2. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой: -мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору; -анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; -контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; - организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. 5.3. Организация работы по комплектованию 10-х классов. 5.4. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)