Положение о порядке пользования ресурсами библиотечно-информационного фонда.pdf

1. Общие положения
1.1.
Библиотечно-информационные
ресурсы
МАОУ
«Средняя
общеобразовательная школа №63» (далее – школа)
состоят из
библиотечного фонда, ресурсов Интернет.
1.2. Библиотечно-информационные школы формируются с целью
обеспечения литературой и информацией качественного осуществления
педагогической, научной или исследовательской деятельности в рамках
учебно-воспитательного процесса.
1.3. Положение о пользовании библиотечно-информационными ресурсами
школы разработано в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским
кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании» пункты 20, 21 части 1 статьи 34; часть 3 статьи 35,
Федеральным законом от 29 декабря 1994г. № 78-ФЗ «О библиотечном
деле», Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации», Федеральным
законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», Уставом МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа №63».
1.4. Положение о пользовании библиотечно-информационными ресурсами
Школы регламентирует порядок организации обслуживания пользователей
библиотечно-информационными ресурсами».
II. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий),
магнитном (фонд аудио- кассет), цифровом (CD-диски), коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы;

комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
аккумулирует фонд документов, создаваемых в Школе (публикаций и работ
педагогов Школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
осуществляет
аналитико-синтетическую
переработку
информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки.
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т. п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) на бесплатной основе осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления;
содействует членам педагогического коллектива и администрации Школы в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр).
г) на бесплатной основе осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание педагогических работников: выявляет
информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;

- создает банк педагогической информации как основы единой
информационной
службы
Школы,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в Школе обязательно.
4.2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент,
читальный зал), может включать отделы учебников, множительную технику
и др.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами Школы, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, Школа обеспечивает библиотеку:
·
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечно-информационных ресурсов;
·
необходимыми служебными и производственными помещениями
в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой
влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
·
современной
электронно-вычислительной,
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным
обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
·
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.6.Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор Школы в соответствии с уставом Школы.
4.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка Школы. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри
библиотечной работы; одного раза в месяц — санитарного дня, в который
обслуживание пользователей не производится;

- не менее одного раза в месяц — методического дня.
4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека Школы
взаимодействует с библиотеками района.
V. Управление. Штаты
5.1.Управление
библиотекой
осуществляется
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и уставом Школы.
5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет заместитель
директора Школы по учебно-воспитательной работе.
5.3.Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и
директором Школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки
в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
Школы.
5.4. Библиотекарь назначается директором Школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
Школы.
5.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления образованием.
5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору Школы на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.8. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе Школы
и Положении о библиотеке Школы;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой Школы,
утвержденными директором Школы, и по согласованию с родительским
комитетом или управляющим советом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е) участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом уставом
Школы;
ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и
директором
Школы
или иными локальными нормативными актами;
з) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
6.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами Школы,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой Школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором Школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;

е)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу Школы и положению о платных услугах, утвержденному
директором Школы;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору Школы.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение; обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в Школе.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся Школы в библиотеку производится по списочному
составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников Школы, родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия — учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса— 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам
Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».