биология-11

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование),
примерной программы по биологии к учебнику для 11 кл. общеобразоват. учреждений /
Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. –
М.: Просвещение, 2008, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса
по биологии составленной на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 11 классы: учебн. для общеобразовательных
учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К,
Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008.
Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного
плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение
курса биологии выделено в 11 классах– 34 часов (1 час в неделю).
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа
включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных
уровнях организации живой природы.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом
уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее
уровневая организация и эволюция.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей
школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:






Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся
открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании
современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками
информации.

Форма обучения:
 очная;
 заочная;
 дистанционная
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основании программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022
учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы
воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие
обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Ключевыми задачами воспитания при реализации образовательной программы
становятся:






Установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые
способствуют позитивному воспитанию требований учащихся и требований учителя,
обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их
познавательной активности;
Привлечение внимания учащихся к ценному аспекту изучаемого на уроке явления,
организации их работы с социально значимой информацией, полученной на уроке, инициирование дискуссии, выражение мнения учащихся, развитие отношений;
Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем
демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
любви к людям и доброты, путем выбора подходящих учебных материалов урока;
Использование интерактивных форм работы учащихся на уроке: интеллектуальные
игры, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся, групповая работа или
работа в парах, которые учат учащихся работать вместе и взаимодействовать с
другими детьми.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования,
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных
и
глобальных
экологических
проблем,
необходимости
рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. ЭВОЛЮЦИЯ (26ч)
Тема 1. Развитие эволюционных идей.(4 ч)
Доказательства эволюции. Возникновение и развитие эволюционных представлений.
Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения
видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида.
Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Тема 2. Механизмы эволюционного процесса. (9 ч)
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный
отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях.
Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов
эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.
Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 3. Возникновение жизни на Земле.(2 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение
жизни.
Тема 4. Развитие жизни на Земле. (7 ч)
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира.
Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.
Тема 4. Происхождение человека. (4 часов)
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции
приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы
эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере
разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и
многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и
животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе;
эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды;
движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей
(ископаемых растений и животных).
2. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5 ч)
Тема 5. Экосистемы. (3 часов)
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных
видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток
энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена
экосистем. Агроценозы.
Тема 6. Биосфера. Охрана биосферы. (1 часа)
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот
химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 7. Влияние деятельности человека на биосферу. (1 часа)
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние
на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз;
ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы;
агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные
экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта
«Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Повторение (1 час).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

ЭВОЛЮЦИЯ (20часов)
Тема 1. Развитие эволюционных идей (5ч)
1
Возникновение и развитие эволюционных
представлений.
2
Чарлз Дарвин и его теория происхождения
видов.
3
Доказательства эволюции.
4
Вид и его критерии. Популяция –
элементарная единица эволюции.
5

Лаб.раб.№1. «Изучение
морфологического критерия вида».
Тема 2. Механизмы эволюционного процесса (8ч)
6
Роль изменчивости в эволюционном
процессе.
7
Естественный отбор – направляющий
фактор эволюции. Формы естественного
отбора.
8
Формы естественного отбора в
популяциях.
9
Приспособленность организма к условиям
внешней среды как результат действия
естественного отбора. Относительный
характер приспособленности организмов к
среде обитания.
10

Лаб.раб.№2. «Приспособленность
организмов к среде обитания».

11

Видообразование – как результат
микроэволюции.
Основные направления макроэволюции.

12
13

Лаб.раб.№3. «Ароморфозы (у растений) и
идиоадаптации (у насекомых)».
Тема 3. Возникновение жизни на Земле. ( 1 ч)
14 Развитие представлений о возникновении
жизни. Современные представления о
возникновении жизни.
Тема 4. Развитие жизни на Земле. (1 ч)
15 Многообразие органического мира.
Принципы систематики.
Тема 5. Происхождение и развитие человека. (5ч)
16 Ближайшие «родственники» человека
среди животных.
17 Основные этапы эволюции приматов.
Первые представители рода Homo.

Дата проведения
(планируемая)

Дата проведения
(фактическая)

18
19
20

Появление человека разумного.
Факторы эволюции человека
ТЕСТ № 1 «Эволюция органического
мира»

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11ч)
Тема 6. Экосистемы. ( 7 часов)
21 Предмет экологии. Экологические
факторы среды .
Взаимодействие популяций разных видов
22 Сообщества. Экосистемы.
23 Поток энергии и цепи питания.
24 Свойства экосистем .Смена экосистем .
25 Агроценозы.
26 Состав и функции биосферы.
27 Круговорот химических элементов.
Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы. (2 ч)
28 Биогеохимический круговорот веществ в
биосфере.
29 Глобальные проблемы в биосфере и
возможные пути их решения
Тема 8. Влияние деятельности человека на
биосферу. (2 ч)
30 Общество и окружающая среда
31 ТЕСТ № 2 «Экологические системы»
32 Повторение. Подготовка к итоговому
тесту.
33 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 3 по курсу общей
биологии
34 Итоговый урок
Первая четверть – 9 часов
К.р. – 1
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
К.р.-1
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».