Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 3 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана на основе нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования); Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»; Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» на 2021-2022 учебный год; Программы воспитания МАОУ «МАОУ СОШ № 63» на 2021-2022 учебный год. Для реализации рабочей программы используется УМК «Перспектива»: 1. Г.Ф Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., Просвещение,2013 2. Г.Ф Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., Просвещение,2013 Рабочие тетради: 1. Т.Ю. Коти. Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь. М., Просвещение,2013 Методические пособия: 1. М.В. Бойкина. Уроки чтения. 3 класс. 2. «Литературное чтение. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение». Цели и задачи курса: Познавательная цель предполагает формирование уважительного отношения детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности. Социокультурная цель развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к литературному чтению. Место предмета в учебном плане: На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе отводится 3часа в неделю, всего 102 часа в год. Программа составлена с учетом корректировки по дистанционному обучению. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов. • 1. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения Предметные результаты изучения литературного чтения: Обучающиеся научатся: • понимать ценность книги; • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; любить свою страну. Обучающийся получит возможность научиться: • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты; • выучить наизусть 5-10 небольших стихотворений. В процессе воспитания у выпускника начальной школы будут достигнуты определенные личностные результаты. У выпускника начальной школы будет сформировано -общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; - осознание себя гражданином своей страны; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к оценке своей учебной деятельности; -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; -установка на здоровый образ жизни; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные результаты изучения литературного чтения: В области познавательных УУД (общеучебных) Обучающиеся научатся: • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; Обучающийся получит возможность научиться: • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации); • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); • работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу; • создавать собственные словесные произведения по образцу. В области коммуникативных УУД Обучающиеся научатся: • контролировать свою речь в процессе общения. • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Обучающийся получит возможность научиться: • принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей; • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы; • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся научатся: • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Обучающийся получит возможность научиться: • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях 2. Содержание курса «Литературное чтение» 3 класс (102 ч) Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста. Дети включаются в диалог с писателем, художником, композитором. В 3 классе в основном обучение направлено на развитие: - читательской самостоятельности, умения воспринимать полноценно литературное произведение; - развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений; - формирование творческих способностей. 3. Тематическое планирование № п/п Тема Количество часов 2 13 12 15 7 6 Вводный урок. Книги – мои друзья Жизнь дана на добрые дела Волшебные сказки Люблю всё живое Картины русской природы Великие русские писатели 7 Литературная сказка 14 8 Картины родной природы 20 1 2 3 4 5 ИТОГО: 19 102 ч.