ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Соответствие государственному образовательному стандарту. Программа «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 10 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. 2. Адресат. Программа рекомендована учащимся для обучения истории Бурятии общеобразовательной школы. в 10 классе 3. Объем и сроки обучения. Программа по истории общим объемом 34 часа изучается в течении учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ. 4. Роль и место дисциплины (предмета, курса). Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 10 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края и базируется на учебнике«История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века». Часть I. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009. 5. Актуальность. Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической, политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период, существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Программа делится на 6 частей и базируется на принятой в науке периодизации российской всемирной истории: Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа Бурятия в эпоху Средневековья Бурятия в XVII-XVIIIвв Бурятия в XIХв. Бурятия в начале XХв. Бурятия в годы Первой мировой войны и падения самодержавия 6. Целевая установка. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й : Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии. Задачи: формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей; приобщение учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях; формирование национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения; развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории: - формирование конкретизированного представления о месте и роли родного края в отечественной истории; формирование умений вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование мотиваций у учащихся проводить поисковую работу по истории родного края, села, школы, семьи; развитие творческих способностей учащихся. В результате изучении данного курса учащиеся должнызнать: памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки. Наш край в древности и в период средневековья Учащиеся должны знать: происхождение названий городов, поселений; основные даты в истории края; ход, причины, этапы, характер заселения края; социальный и сословный состав населения края, его эволюции; основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и давать им характеристику; уметь: показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края, их расселение и передвижение; находить на карте памятники культуры; определять синхронность событий и процессов региональной, российской и центрально азиатской истории; называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии; выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в экономическое развитие и материальную культуру страны; соотносить состав населения с особенностями экономического развития края. Бурятия в период нового времени. Учащиеся должны знать: территории расселения бурятских племен и их состав; переселение в Прибайкалье русских крестьян, старообрядцев, декабристов; развитие земледелия, промышленности, торговли в Бурятии; изменения в быте и культуре населения; - политические партии в Бурятии; реформы Столыпина, их проведение в Бурятии; уметь: показывать на карте территории расселения народов Бурятии; определять роль административно-территориальных преобразований на территории Бурятии в XVIII – XIX вв.; рассказывать о деятельности христианских миссионеров; определять становление системы обучения; объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры; подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков; использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов российской истории. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. Чтобы быть успешным в информационном обществе, для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности, при таком подходе знания являются базой формирования компетентности. Исходя из этого, данная программа предусматривает применение на уроках истории следующих компетенций: Ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир; Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека; Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности, формирования знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности; Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; Коммуникативная компетенция, которая включает организацию способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе; Социально-трудовая компетенция означает овладение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т.д.; Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение № п/п Наименование раздела,интеллектуального темы способов физического, духовного, саморазвития. Всего часов Реализации этих целей и задач служит данная программа. Дата 7. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, семинаров, экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов. 8. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся. При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы учащихся, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курс предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы. 9. Структура программы включает в себя следующие разделы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа Бурятия в эпоху Средневековья Бурятия в XVII-XVIIIвв Бурятия в XIХв. Бурятия в начале XХв. Бурятия в годы Первой мировой войны и падения самодержавия 10. Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы, тестирования, исторических диктантов, устного опроса, которые включают вопросы по основным проблемам курса. Учебно-тематический план по истории Бурятии 10 класс План. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Бурятия в эпоху палеолита Бурятия в эпоху мезолита Бурятия в эпоху энеолита Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа Бурятия в хуннское время Контрольная работа по линии администрации Ранние государства Центральной Азии Бурятия (Баргуджин – Токум) в Монгольской империи Культура средневекового населения Этногенез и культурогенез бурят Контрольная работа Присоединение Бурятии к России Управление Бурятией Хозяйственное управление краем Культура. Формирование религиозных конфессий Контрольная работа по линии администрации Управление Бурятией. Реформа М.М. Сперанского Развитие сельского хозяйства Развитие промышленности и торговли Политическая ссылка. Общественное движение Религия, образование, наука, культура Контрольная работа. Повторение и обобщение Административные и земельные реформы Социально-экономическое развитие края Контрольная работа. Бурятия в период революции 1905-1907 гг. 1 1 1 1 1 Национальное движение и развитие общественно политической мысли Аграрное движение Развитие образования, культуры, здравоохранения Контрольная работа Бурятия в годы Первой мировой войны Бурятия в период Февральской буржуанодемократической революции Контрольная работа по линии администрации Повторение и обобщение Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 Фак т