ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ I Личностныевключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие навыки сотрудничества цели и сотрудничать со сверстниками, для их достижения; детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 1.2.Метапредметнымирезультатами изучения курса формирование универсальных учебных действий (УУД). «Русский язык» является Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Метапредметные отражают: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Предметныедолжны обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся. 1.3.1Предметные результаты: Речь и речевое общение Обучающийся научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Обучающийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Обучающийся научится: различным видам аудирования (понимание основного содержания аудиотекста,выборочноеизвлечение информации; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме); понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную информацию, комментировать её в устной форме. Обучающийся получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного текстов, комментировать её в устной форме. Чтение Обучающийся научится: понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана; передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Обучающийся получит возможность научиться: понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах; высказывать собственную точку зрения. Говорение Обучающийся научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственноэтические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения; обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета. Обучающийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Обучающийся научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Обучающийся получит возможность научиться: писать доклады, готовить сообщения; составлять план выступления. Текст Обучающийся научится: анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана; создавать связный текст. Обучающийся получит возможность научиться: • создавать тексты в устной и письменной форме. Функциональные разновидности языка Обучающийся научится: владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного, художественного стилей; различать и анализировать тексты разговорного, научного, художественного стилей; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности в соответствии с коммуникативными требованиями; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями и небольшим докладом на учебную и научную темы. Обучающийся получит возможность научиться: различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного стилей; анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью. Общие сведения о языке Обучающийся научится: характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире; определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными разновидностями языка, характеризовать эти различия; оценивать использование основных изобразительных средств языка. Обучающийся получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Обучающийся научится: проводить фонетический анализ слова; соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); выразительно читать прозаические и поэтические тексты; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Обучающийся научится: делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Обучающийся научится: проводить лексический разбор слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Обучающийся научится: опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Обучающийся получит возможность научиться: различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии вхудожественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Обучающийся научится: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение); употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять синтаксические знания и умения в практике правописания. Обучающийся получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их. Правописание: орфография и пунктуация Обучающийся научится: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Обучающийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использоватьэту информацию в процессе письма. Язык и культура Обучающийся научится: выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Язык и общение (3ч) Основное содержание: язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи. Вспоминаем, повторяем, изучаем (20ч.) I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31ч.) I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14ч.) I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Лексика. Культура речи (8ч.) I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.) I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфемика.Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов. Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов. Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов. Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов Чередование звуков. Варианты морфем Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы. Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов. Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Морфология. Орфография. Культура речи (61 ч) Имя существительное (21ч.) I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Имя прилагательное (12ч.) I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Глагол (29ч.) I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (10 ч.) Тематическое планирование №п/п Тема урока Количество часов Первая четверть-34 часа К.р.-1 К.д.-3 Р.р.-5 1. Язык и человек. Общение устное и письменное. 1 2. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. 1 3. Р/р Стили речи (научный, художественный, разговорный) 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Входная диагностика Анализ входной диагностики. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. Правописание букв И, У, А после шипящих Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14. Р/р. Текст. Тема текста. Обучающее изложение (подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому, упр.70) 15. Части речи. 1 16. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа. Раздельное написание НЕ с глаголами. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа. Раздельное написание НЕ с глаголами. 1 18. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. 1 19. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. 1 20. Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных Р/р. Обучающее сочинение по впечатлениям(по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста. 1 23. Местоимения 1,2,3 лица. Наречие (ознакомление). 1 24. Р/р Основная мысль текста. 1 25. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». 1 26. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 1 17. 21. 22. 1 1 1 1 Дата проведения (планируемая) Дата проведения (фактическая) 27. 28. Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании 1 1 29. Разбор словосочетания. 1 30. Предложение. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. Р/р Обучающее сочинение-повествование. Устный отзыв о сочинении товарища. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. 1 31. 32. 33. 34. 35. 36. Главные члены предложения. Сказуемое. Вторая четверть-28 часов К.д.-2 Р.р.-4 Тире между подлежащим и сказуемым. 37. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения (с двумя главными членами). 38. Определение. 39. 40. 41. 42. Обстоятельство. Предложения с однородными членами, связанные союзами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43. Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1 44. Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1 45. 46. Обращение. Знаки препинания при обращении. Р/р. Письмо как одна из разновидностей текста. 1 1 47. Синтаксический разбор простого предложения. 1 48. Пунктуационный разбор простого предложения. 1 49. Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). 1 50. Синтаксический разбор сложного предложения. 1 51. Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого предложения». 1 52. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 1 53. Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи. 1 54. 55. 56. Р/р. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога. Р/р. Контрольное изложение № 1. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения (по Е. Мурашовой, упр.254). Р/р. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 1 1 1 57. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». 1 58. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 1 59. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Третья четверть-54 часа К.р.-4 К.д.-2 К.т.-2 Р.р.-14 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит. Р/р. Подготовка к подробному обучающему изложению повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»). Р/р. Написание подробного обучающего изложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»). Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Сочинение-описание. 1 66. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 1 67. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. 1 68. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. 1 60. 61. 62. 63. 64. 65. 69. 70. 71. Фонетический разбор слова. Р/р. Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»). Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 72. Работа над ошибками. 1 73. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы.Антонимы. Толковые словари Р/р.Контрольное сочинение № 1. Подготовка к написанию сочинения по картинеИ.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине. Р/р. Контрольное сочинение №1. Написание сочиненияописанияпо картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Сочинение-описание 1изображённого на картине. 1 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. Р/р. Работа над ошибками. Р/р. Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»). Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи». Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова, его 1 1 1 1 1 1 1 1 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. назначение в слове. Суффикс, его назначение в слове. Приставка, её назначение в слове. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова, его назначение в слове. Суффикс, его назначение в слове. Приставка, её назначение в слове. Р/р. Обучающее сочинение на основе личных впечатлений в форме письма-повествования. Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании Р/р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. Варианты морфем Морфемный разбор слова Правописание гласных и согласных в приставках Буквы З и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/ЛОЖ-. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/РАСТ-. Буквы Е-О после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». Проверочная работа. Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»). Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография». Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Р/р. Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»). Три склонения имён существительных Три склонения имён существительных Падеж имён существительных Падеж имён существительных Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Р/р. Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 111. 112. Множественное число имён существительных. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 113. Морфологический разбор имени существительного. 114. 115. 116. 117. 118. Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное». Работа над ошибками Четвертая четверть-37 часов К.р.-1 К.д.-2 Р.р.-6 Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Р/р. Контрольное сочинение № 2. Подготовка и написание сочинения-описания животного.Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану) (А. Куприн «Ю-ю») 1 1 1 1 1 1 1 1 119. Прилагательные полные и краткие. 1 120 Прилагательные полные и краткие. 1 121. Р/р. Описание животного на основе изображённого.Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»). 1 122. Морфологический разбор имени прилагательного. 1 123. 124. 125. 126. 127. 128 129. 130. Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. НЕ с глаголами Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы. Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ). Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение). Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола 1 1 1 1 1 1 1 1 131. Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дердир, пер-пир, тер-тир, стел-стил) 132. Р/р. Невыдуманный рассказ о себе. 1 133. Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. 1 134. 135. 136. Спряжение глаголов. 1 1 1 1 137. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. 138. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 139. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 140. Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. 1 1 141 Морфологический разбор глагола. 1 142. Р/р. Контрольное изложение № 2. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»). Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Употребление времён. Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»). 1 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. . Контрольный диктант №7 по теме «Глагол». Работа над ошибками. Разделы науки о языке Разделы науки о языке Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью 1 1 1 1 1 1 1 1 1 152. Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста. 1 153. Резервный урок 1