ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение
материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет,
различных
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
I
Личностныевключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие
навыки
сотрудничества
цели и сотрудничать
со сверстниками,
для их достижения;
детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
1.2.Метапредметнымирезультатами изучения курса
формирование универсальных учебных действий (УУД).
«Русский
язык»
является
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и
диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Метапредметные отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметныедолжны обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и
литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном
(нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе
демонстрирующих творческие способности обучающихся.
1.3.1Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
различным
видам
аудирования
(понимание
основного
содержания
аудиотекста,выборочноеизвлечение информации; передавать содержание аудиотекста в
соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме);
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них
основную информацию, комментировать её в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного
текстов, комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в
устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения
(подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
высказывать собственную точку зрения.
Говорение
Обучающийся научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственноэтические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с
целями и ситуацией общения;
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и
передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого
результата.
Письмо
Обучающийся научится:
создавать
письменные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в
форме ученического изложения, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
писать доклады, готовить сообщения;
составлять план выступления.
Текст
Обучающийся научится:
анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого
плана;
создавать связный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать тексты в устной и письменной форме.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного,
художественного стилей;
различать и анализировать тексты разговорного, научного, художественного стилей;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности в соответствии с коммуникативными требованиями;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями и
небольшим докладом на учебную и научную темы.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного
стилей;
анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных
задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными
разновидностями языка, характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать
и
самостоятельно
составлять
словообразовательные
пары
и
словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а
также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и
оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
проводить лексический разбор слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность
слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение
слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в
речи и как средство связи предложений в тексте;
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,
эпитет, олицетворение);
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и
оценивать их;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать
эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии вхудожественной речи и оценивать
их;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе
мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать
их.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью
графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использоватьэту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях
устного народного творчества, в художественной литературе;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю
и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов
России и мира.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и общение (3ч)
Основное содержание: язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды.
Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (20ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после
шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род,
падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на
конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных
окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени);
правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2
спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться;
раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со
словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце
предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными
союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с
союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после
обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак
сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в
каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и,
а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II.
Умение
интонационно
правильно
произносить
повествовательные,
вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с
обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль
текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для
обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках
требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе
орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими
школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на
части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых
средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть
слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,
приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты
морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о
после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение
пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика.Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов.
Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный
разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка
как
самостоятельное
словообразовательное
средство,
которое
присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги.
Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов.
Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный
разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста.
Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих
под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (61 ч)
Имя существительное (21ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени
существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные
собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях
улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет,
журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений;
выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен
существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных
окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и
родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (12ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких
прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам
и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден,
трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного
выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические
разновидности этого жанра.
Глагол (29ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).
Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных
в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых
допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим,
выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение
употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением
высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для
устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный
рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (10 ч.)
Тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Количество
часов
Первая четверть-34 часа
К.р.-1
К.д.-3
Р.р.-5
1.
Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
2.
Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.
1
3.
Р/р Стили речи (научный, художественный, разговорный)
1
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Орфограмма. Место орфограмм в словах. Входная
диагностика
Анализ входной диагностики. Правописание проверяемых
безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных
гласных в корне слова
Правописание проверяемых
согласных в корне слова.
Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в
корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в
корне слова.
Правописание букв И, У, А после шипящих
Разделительные Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.
Р/р. Текст. Тема текста.
Обучающее изложение (подробное, по плану) (По Г.А.
Скребицкому, упр.70)
15.
Части речи.
1
16.
Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице
единственного числа. Раздельное написание НЕ с глаголами.
Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице
единственного числа. Раздельное написание НЕ с глаголами.
1
18.
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
1
19.
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
1
20.
Имя существительное: склонение, род, число, падеж.
Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь на
конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных
в падежных
Р/р. Обучающее сочинение по впечатлениям(по картине
А.А.Пластова «Летом»). Правка текста.
1
23.
Местоимения 1,2,3 лица. Наречие (ознакомление).
1
24.
Р/р Основная мысль текста.
1
25.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по
теме «Повторение изученного в начальных классах».
1
26.
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
1
17.
21.
22.
1
1
1
1
Дата
проведения
(планируемая)
Дата
проведения
(фактическая)
27.
28.
Пунктуация как раздел науки о языке, основные
синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании
1
1
29.
Разбор словосочетания.
1
30.
Предложение. Простое предложение. Виды простых
предложений по цели высказывания: повествовательные,
побудительные, вопросительные.
Виды предложений по интонации. Восклицательные
предложения.
Р/р Обучающее сочинение-повествование. Устный отзыв о
сочинении товарища.
Члены предложения. Главные члены предложения.
Подлежащее.
1
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Вторая четверть-28 часов
К.д.-2
Р.р.-4
Тире между подлежащим и сказуемым.
37.
Нераспространённые и распространённые предложения.
Второстепенные члены предложения (с двумя главными
членами).
38.
Определение.
39.
40.
41.
42.
Обстоятельство.
Предложения с однородными членами, связанные союзами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запятая между однородными членами без союзов и с союзами
А, НО, И.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запятая между однородными членами без союзов и с союзами
А, НО, И.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
43.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
1
44.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
1
45.
46.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Р/р. Письмо как одна из разновидностей текста.
1
1
47.
Синтаксический разбор простого предложения.
1
48.
Пунктуационный разбор простого предложения.
1
49.
Простые и сложные предложения. Сложные предложения с
союзами (с двумя главными членами в каждом простом
предложении).
1
50.
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
51.
Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого
предложения».
1
52.
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
1
53.
Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки
препинания при прямой речи.
1
54.
55.
56.
Р/р. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога.
Р/р. Контрольное изложение № 1. Подготовка к написанию и
написание сжатого изложения (по Е. Мурашовой, упр.254).
Р/р. Работа над ошибками, допущенными в контрольной
работе.
1
1
1
57.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по
теме «Синтаксис и пунктуация».
1
58.
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
1
59.
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка.
Гласные звуки.
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные
твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие
парных звуков.
Третья четверть-54 часа
К.р.-4
К.д.-2
К.т.-2
Р.р.-14
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные
твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие
парных звуков.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на
письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные.
Алфавит.
Р/р. Подготовка к подробному обучающему изложению
повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).
Р/р. Написание подробного обучающего изложения
повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).
Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в
зависимости от темы, задачи, адресата высказывания.
Сочинение-описание.
1
66.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
67.
Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я.
1
68.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка.
Орфоэпические словари.
1
60.
61.
62.
63.
64.
65.
69.
70.
71.
Фонетический разбор слова.
Р/р. Повторение. Описание предметов, изображённых на
картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).
Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика.
Орфоэпия».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72.
Работа над ошибками.
1
73.
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное
значение слов. Омонимы. Синонимы.Антонимы. Толковые
словари
Р/р.Контрольное сочинение № 1. Подготовка к написанию
сочинения по картинеИ.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Описание изображённого на картине.
Р/р. Контрольное сочинение №1. Написание сочиненияописанияпо картине И.Э. Грабаря «Февральская
лазурь».Сочинение-описание 1изображённого на картине.
1
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
Р/р. Работа над ошибками.
Р/р. Подготовка к подробному изложению и написание
подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый
снег»).
Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и
образование слов.
Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое
окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова, его
1
1
1
1
1
1
1
1
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
назначение в слове. Суффикс, его назначение в слове.
Приставка, её назначение в слове.
Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое
окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова, его
назначение в слове. Суффикс, его назначение в слове.
Приставка, её назначение в слове.
Р/р. Обучающее сочинение на основе личных впечатлений в
форме письма-повествования.
Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение
в повествовании
Р/р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица
Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.
Варианты морфем
Морфемный разбор слова
Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы З и С на конце приставок.
Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/ЛОЖ-.
Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/РАСТ-.
Буквы Е-О после шипящих в корне.
Буквы И-Ы после Ц
Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».
Проверочная работа.
Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения
(П. Кончаловский «Сирень в корзине»).
Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика.
Орфография».
Работа над ошибками.
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
(повторение). Имена существительные собственные и
нарицательные. Большая буква в именах собственных.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
(повторение). Имена существительные собственные и
нарицательные. Большая буква в именах собственных.
Род имён существительных.
Имена существительные, которые имеют форму только
множественного числа. Имена существительные, которые
имеют форму только единственного числа.
Р/р. Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк
«Перо и чернильница»).
Три склонения имён существительных
Три склонения имён существительных
Падеж имён существительных
Падеж имён существительных
Правописание гласных в падежных окончаниях
существительных в единственном числе.
Р/р. Обучающее подробное изложение с изменением лица
рассказчика.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
111.
112.
Множественное число имён существительных.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
113.
Морфологический разбор имени существительного.
114.
115.
116.
117.
118.
Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками
Четвертая четверть-37 часов
К.р.-1
К.д.-2
Р.р.-6
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль
имени прилагательного
Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных с основой на шипящую.
Р/р. Контрольное сочинение № 2. Подготовка и написание
сочинения-описания животного.Сочинение с описанием
животного в рассказе (по плану) (А. Куприн «Ю-ю»)
1
1
1
1
1
1
1
1
119.
Прилагательные полные и краткие.
1
120
Прилагательные полные и краткие.
1
121.
Р/р. Описание животного на основе
изображённого.Обучающее сочинение по картине (А. Комаров
«Наводнение»).
1
122.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
123.
124.
125.
126.
127.
128
129.
130.
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».
Работа над ошибками
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. НЕ с
глаголами
Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле.
Рассказ на тему пословицы.
Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) –
ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ).
Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола
(повторение).
Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола
1
1
1
1
1
1
1
1
131.
Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола
Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дердир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)
132.
Р/р. Невыдуманный рассказ о себе.
1
133.
Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время
глагола. Будущее время глагола.
Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время
глагола. Будущее время глагола.
1
134.
135.
136.
Спряжение глаголов.
1
1
1
1
137.
Спряжение глаголов.
Как определить спряжение глагола с безударным личным
окончанием.
138.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1
139.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1
140.
Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием
глаголов настоящего времени.
1
1
141
Морфологический разбор глагола.
1
142.
Р/р. Контрольное изложение № 2. Подготовка к написанию и
написание сжатого изложения с изменением формы лица (А.
Савчук «Шоколадный торт»).
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице
единственного числа
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице
единственного числа
Употребление времён. Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по
рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»).
1
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
. Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».
Работа над ошибками.
Разделы науки о языке
Разделы науки о языке
Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях. Знаки
препинания в простом и сложном предложениях и в
предложениях с прямой речью
Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях. Знаки
препинания в простом и сложном предложениях и в
предложениях с прямой речью
1
1
1
1
1
1
1
1
1
152.
Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста.
1
153.
Резервный урок
1