Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования МАОУ СОШ №63, авторской программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2020 г) и рассчитана на 105 часов. Предмет «Русский язык» предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в количестве 105 часов по предмету (3 часа в неделю, 35 учебных недель). Планируемые результаты освоения учебного предмета. Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ «СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/ Личностные результаты: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); Метапредметные результаты: -анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; -идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; -ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; -формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; -обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. -определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; -составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); -определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; -соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; -систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; -отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; -оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; -находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата -сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Предметные Семиклассник научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. Семиклассник получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Тематическое планирование № Тема урока Кол ичес тво часо в 1 Русский язык как развивающееся явление 1 2 Синтаксис. Словосочетание и предложение. 1 3 Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор 1 4 Лексика и фразеология 1 5 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова 1 6 Словообразование и орфография. Морфемныйи словообразовательный разбор слова 1 7 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова 8 Р.Р Описание Сочинение по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью» 1 9 Контрольный диктантпо теме «Повторение изученного в 5-6 кл.» 1 10 Р/Р Текст. Диалог как текст. Виды диалога 1 11 Р/Р Стили литературного языка. Публицистический стиль 1 12 Причастие как часть речи 1 13 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий 1 14 Причастный оборот Выделение причастного оборота запятыми 1 15 Р/Р. Описание внешности человека 1 16 Действительные и страдательные причастия 1 17 Краткие и полные страдательные причастия 1 18 Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени 1 1 Дата проведе ния (планир уемая) Дата проведе ния (фактич еская) 19 Действительные причастия прошедшего времени 1 20 Р/Р. Изложение от 3-го лица 1 21 Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени 1 22 Страдательные причастия прошедшего времени 1 23 Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях 1 24 Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. 1 2526 Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных 27 Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных 1 28 Р/Р. Выборочное изложение 1 29 Морфологический разбор причастия 1 30 Слитное и раздельное написание не с причастиями 1 31 Буквы е и ёпосле шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие» 1 32 Контрольный диктантпо теме «Причастие. Правописание причастий» 1 33 Деепричастие как часть речи 1 34 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 1 35 Раздельное написание не с деепричастиями 1 36 Деепричастия несовершенного вида 1 37 Деепричастия совершенного вида 1 38 Р/Р Описание действий людей. Сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь» 1 39 Морфологический разбор деепричастия 1 40 Обобщениеизученного по теме «Деепричастие». 41 заданий Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Выполнение тестовых 2 2 2 1 1 42 Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи. 1 43 Разряды наречий 1 44 Степени сравнения наречий 1 45 Морфологический разбор наречий 1 46 Слитное и раздельное написание нес наречиями на -о и -е 1 47 Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий 1 48 Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е 1 49 Р/Р Изложение текста с описанием действия 1 50 Буквы o и e после шипящих на конце наречий 1 51 Буквы о и а на конце наречий 1 52 Дефис между частями слова в наречиях 1 53 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных 1 54 Р/РОписание картины Е. Н. Широкова «Друзья» 1 55 Мягкий знак после шипящих на конце наречий 1 56 Р/РУчебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад 1 57 Обобщение изученного по теме «Наречие» 1 58 Контрольный диктант по теме «Наречие» 1 59 Категория состояния как часть речи 1 60 Морфологический разбор категории состояния Р/Р Сжатое изложение (упр322) 1 61 Обобщение по теме «Категория состояния». Тест 1 62 Самостоятельные и служебные части речи Предлог как часть речи 1 63 Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги 1 64 Производные и непроизводные предлоги 1 65 Р/Р Сжатое изложение 1 66 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога 1 67 Р/Р Репортаж. Сочинение по картинеА. Сайкиной «Детская спортивная школа» 1 68 Слитное и раздельное написание производных предлогов 1 69 Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест 1 70 Союз как часть речи 1 71 Простые и составные союзы 1 72 Союзы сочинительные и подчинительные 1 73 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении 1 74 Сочинительные союзы 1 75 Подчинительные союзы 1 76 Морфологический разбор союза 1 77 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы 1 78 Обобщение по теме «Союз». Тест 1 79 Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз» 1 80 Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы 1 81 Р/Р Сжатое изложение 1 82 Смыслоразличительные частицы 1 83 Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы 1 8485 Отрицательные частицы не и ни 1 86 Различение приставки не-и частицы не 1 87 Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни 1 88 Обобщение по теме «Частица» 1 89 Контрольный диктант по теме «Частица» 1 90 Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Производные междометия. Звукоподражательные слова 1 92 Повторение изученного в 5-7 кл. Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь 1 93 Р/Р Сжатое изложение 1 94 Фонетика и графика 1 95 Лексика и фразеология 1 91 1 96 Морфемика.Словообразование. Словарный диктант 1 97 Морфология и орфография 1 98 Орфография 1 99 Синтаксис и пунктуация 1 100 Итоговый контрольный диктант 1 101 Итоговый тест по программе 7 класса 1 102 Урок творчества: отвпечатлениякслову 1 103- Подведение итогов года 105 3