Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, на основе примерной Программы
основного общего образования МАОУ СОШ №63, авторской программы по русскому языку к
учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,
T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2020 г) и рассчитана на 105 часов.
Предмет «Русский язык» предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в
количестве 105 часов по предмету (3 часа в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч. год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ «СОШ
№ 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время
карантинных мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение
материалов посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет,
различных
цифровых
образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/
Личностные результаты:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Метапредметные результаты:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Предметные
Семиклассник научится:
владеть
навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть
навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной
информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной
разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять
лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать
самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Семиклассник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Кол
ичес
тво
часо
в
1
Русский язык как развивающееся явление
1
2
Синтаксис. Словосочетание и предложение.
1
3
Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор
1
4
Лексика и фразеология
1
5
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
1
6
Словообразование и орфография. Морфемныйи словообразовательный разбор
слова
1
7
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
8
Р.Р Описание Сочинение по картине И. И. Бродского
«Летний сад осенью»
1
9
Контрольный диктантпо теме «Повторение изученного в
5-6 кл.»
1
10
Р/Р Текст. Диалог как текст. Виды диалога
1
11
Р/Р Стили литературного языка. Публицистический стиль
1
12
Причастие как часть речи
1
13
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий
1
14
Причастный оборот Выделение причастного оборота запятыми
1
15
Р/Р. Описание внешности человека
1
16
Действительные и страдательные причастия
1
17
Краткие и полные страдательные причастия
1
18
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
1
1
Дата
проведе
ния
(планир
уемая)
Дата
проведе
ния
(фактич
еская)
19
Действительные причастия прошедшего времени
1
20
Р/Р. Изложение от 3-го лица
1
21
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1
22
Страдательные причастия прошедшего времени
1
23
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
1
24
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Одна буква н в отглагольных прилагательных.
1
2526
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Одна буква н в отглагольных прилагательных
27
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных
причастий и кратких отглагольных прилагательных
1
28
Р/Р. Выборочное изложение
1
29
Морфологический разбор причастия
1
30
Слитное и раздельное написание не с причастиями
1
31
Буквы е и ёпосле шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Повторение по теме «Причастие»
1
32
Контрольный диктантпо теме «Причастие. Правописание причастий»
1
33
Деепричастие как часть речи
1
34
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
1
35
Раздельное написание не с деепричастиями
1
36
Деепричастия несовершенного вида
1
37
Деепричастия совершенного вида
1
38
Р/Р Описание действий людей. Сочинению по картине С.
Григорьева «Вратарь»
1
39
Морфологический разбор деепричастия
1
40
Обобщениеизученного по теме «Деепричастие».
41
заданий
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
Выполнение тестовых
2
2
2
1
1
42
Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи.
1
43
Разряды наречий
1
44
Степени сравнения наречий
1
45
Морфологический разбор наречий
1
46
Слитное и раздельное написание нес наречиями на -о и -е
1
47
Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий
1
48
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е
1
49
Р/Р Изложение текста с описанием действия
1
50
Буквы o и e после шипящих на конце наречий
1
51
Буквы о и а на конце наречий
1
52
Дефис между частями слова в наречиях
1
53
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
1
54
Р/РОписание картины Е. Н. Широкова «Друзья»
1
55
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1
56
Р/РУчебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад
1
57
Обобщение изученного по теме «Наречие»
1
58
Контрольный диктант по теме «Наречие»
1
59
Категория состояния как часть речи
1
60
Морфологический разбор категории состояния
Р/Р Сжатое изложение (упр322)
1
61
Обобщение по теме «Категория состояния». Тест
1
62
Самостоятельные и служебные части речи Предлог как часть речи
1
63
Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги
1
64
Производные и непроизводные предлоги
1
65
Р/Р Сжатое изложение
1
66
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога
1
67
Р/Р Репортаж. Сочинение по картинеА. Сайкиной «Детская спортивная школа»
1
68
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
69
Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест
1
70
Союз как часть речи
1
71
Простые и составные союзы
1
72
Союзы сочинительные и подчинительные
1
73
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
1
74
Сочинительные союзы
1
75
Подчинительные союзы
1
76
Морфологический разбор союза
1
77
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
1
78
Обобщение по теме «Союз». Тест
1
79
Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз»
1
80
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы
1
81
Р/Р Сжатое изложение
1
82
Смыслоразличительные частицы
1
83
Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы
1
8485
Отрицательные частицы не и ни
1
86
Различение приставки не-и частицы не
1
87
Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни
1
88
Обобщение по теме «Частица»
1
89
Контрольный диктант по теме «Частица»
1
90
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки
препинания при междометиях
Производные междометия. Звукоподражательные слова
1
92
Повторение изученного в 5-7 кл. Разделы науки о русском языке. Текст и стили
речи. Учебно-научная речь
1
93
Р/Р Сжатое изложение
1
94
Фонетика и графика
1
95
Лексика и фразеология
1
91
1
96
Морфемика.Словообразование. Словарный диктант
1
97
Морфология и орфография
1
98
Орфография
1
99
Синтаксис и пунктуация
1
100
Итоговый контрольный диктант
1
101
Итоговый тест по программе 7 класса
1
102
Урок творчества: отвпечатлениякслову
1
103- Подведение итогов года
105
3