литература 5 класс

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказ
Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12. 2014 года «О внесении изменений
в приказ МО и Н РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказ
Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12. 2015 года «О внесении изменений
в Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 17.12.2010г. №1897);
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы
под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2020)
Положения о рабочей программе в классах, реализующих ФГОС в МАОУ «СОШ
№63».
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа учебного предмета
«Литература» в 5 классе рассчитана на 85 часов в год: 3 часа в неделю в первом полугодии,
2 часа в неделю во втором полугодии.
Данная рабочая программа при необходимости может быть реализована частично с
применением электронного обучения и дистанционных технологий на основании:
1. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Письмо Минпросвещения РФ «О направлении рекомендаций» от 16.11 2020 г. № ГД2072/03.
2. «Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 23
августа 2017 года № 816.
Рабочая программа составлена с учетом реализации Программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63» на 2021-2022 уч год. Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания МАОУ
«СОШ № 63 г. Улан-Удэ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с
ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,

продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного

общего

образования

предметными

результатами

изучения

предмета

«Литература» являются:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Учащиеся 5 класса должны знать:



авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество,
жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;
летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры
литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом
языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и
прозаическая речь; ритм, рифма, строфа, способы рифмовки; «бродячие сюжеты»
сказок; метафора, звукопись, аллитерация; фантастика в литературном
произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция
литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления);
пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные
представления).

Учащиеся 5 класса научатся:
 воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
 отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм,
рифма, строфа);
 видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,
например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
 выявлять основную нравственную проблематику произведения;
 определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинноследственные связи между ними;
 прослеживать изменение настроения (интонации) в произведении;
 воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка
проявление авторского отношения к изображаемому;
 различать особенности построения и языка произведений простейших жанров
(народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
 пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
 ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие,
послесловие);
 выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги,
учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);








подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный
пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы
поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, поступки,
речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале
жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:
 различным видам пересказа;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в Интернете
Содержание учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы учебной
книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление);
создатели книги (автор, художник, редактор, корректор,
наборщик и др.) Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор - коллективное народное творчество. Преображение действительности в духе
народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных
произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки,
скороговорки, загадки -повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество ( развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические,
новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители.
Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Художественный мир сказки
«Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота
Василисы Премудрой

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического
содержания
Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки
в оценке автора –народа.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости в
сказках в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля».
Животные как герои сказок. Бытовая сказка «Солдатская шинель» Сюжеты и реальная
основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок
(закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление).
Сказочные формулы. Вариативность сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение
древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как
литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое
нравоучение. Роды и жанры литературы
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы ( начальные
представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские
баснописцы 18 века). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка
Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Обличение
человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне.
Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория
как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. Басни «Ворона и
лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Обличение
воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Басня «Волк на
псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»
как повествование о войне 1812 года. Теория литературы. Басня (развитие представлений).
Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. В. А. Жуковский– сказочник. Сказка «Спящая
царевна». История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в
произведении В. А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как
авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. «Кубок». Понятие о
балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственнопсихологические проблемы баллады. Теория литературы. Баллада(начальные
представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация
образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скашиваемые любовью няни. Ее
сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты
пушкинского произведения. Русская литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и

о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние
добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие
литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь.
Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки.
Теория литературы. Лирическое послание( начальные представления). Пролог( начальные
представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочноусловное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное
содержание и причудливый сюжет.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История
Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости М. Ю.
Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности
повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом
стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино.
Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным
читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Мастерство
Лермонтова в создании батальных сцен. Теория литературы. Сравнение, гипербола,
эпитет(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом
жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести
«Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной
жизни в повести Н. В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и
мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
«Ночь перед Рождеством».( Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной
жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение
конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика(развитие представлений). Юмор(развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». (Для
внеклассного чтения). Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в
потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ
русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной
жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства –
короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория
литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт
и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа.
Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение.
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.
Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и
Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к
герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской
оценки героя. Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Понятие о
литературном герое (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении.
«Весенний дождь». Воплощение красоты жизни
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник».
Историясоздания рассказа «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герои и

сюжет рассказа.Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.
Прием
контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема
смысла жизни. Пейзаж глазами героя.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей
как средство их характеристики.
Поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор)
Фёдор Иванович Тютчев. Ф. И. Тютчев– великолепный певец природы. Слово о поэте.
Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды»,
«Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха.
Лирика А. Н. Плещеева,А. Н. Майкова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое
воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе.
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».
События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе».
Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»: Вася и его отец. Контраст
судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. Две
семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины
сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый каменьсимволический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в
повести. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном
обществе». Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести.
Равнодушие окружающих людей к беднякам. Теория литературы. Портрет (развитие
представлений). Понятие о композиции литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и
родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с
голубыми ставнями». Образ родного дома в стихах Есенина. Своеобразие языка
есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА 20 ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка».
Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе
П.П.Бажова. Реальность и фантастика в сказе. Теория литературы. Понятие
о сказе (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый
хлеб». Нравственные проблемы произведения. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».
Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы».
Самуил Яковлевич Маршак. Слово о писателе. Драма как род литературы. Пьесасказка «Двенадцать месяцев». Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение
добра и зла. Художественные особенностипьесы-сказки. Традиции народных сказок в

пьесе Маршака. Юмор в сказке. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки
в 20 веке. Драма как род литературы(начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Тема рассказа «Никита». Маленький
мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Мир глазами ребенка. Теория
литературы. Фантастика в литературном произведении( развитие представлений).
Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика.
Виктор Петрович Астафьев - русский писатель, «сопричастный всему великому и
живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Черты характера
героя рассказа «Васюткино озеро» и его поведение в лесу. Становление характера героя
через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. Образность и
выразительность описания природы. Теория литературы. Понятие об автобиографическом
произведении(начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения.
Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. И. Бунин. «Помню –
долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы. А. Прокофьев. «Аленушка».
Д. Кедрин. «Аленушка». Н. Рубцов. «Родная деревня» Конкретные пейзажные
зарисовки и обобщенный образ России.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник»,
«Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для
детей. Теория литературы. Юмор ( развитие понятия). Ю. Ч. Ким. Песня «рыба – кит» .
краткий рассказ о поэте. Юмористический характер песни, её жанровое своеобразие.
Особенности ритма, рифмы, комические повторы, неожиданные словосочетания.
« РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…»
К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…».
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Война и дети. Патриотические
подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады
«Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада
(развитие представлений).
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сказка
«Снежная королева». Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда.
Два мира сказки «Снежная королева». Противопоставление мира людей и мира Снежной
королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей
В сказке Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство. Теория литературы.
Художественная деталь (начальные представления).
Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы». Спор героев о
прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория
(иносказание) в повествовательной литературе.
Даниель Дефо.

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Время и место
действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба
мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».
Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении
подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах.
Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Формы организации учебных занятий: групповая, парная, индивидуальная,
фронтальная.

Тематическое планирование

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема урока
Первая четверть-26 часов
К.р.-1
Вн.чт.-2
Р.р.-1
Введение. К читателям.
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Малые жанры фольклора.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Сказка «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.
«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.
«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» - волшебная
богатырская сказка героического содержания.
«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»: система образов
сказки
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки.
«Солдатская шинель».
Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Коли
чество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.

К. р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина
и хитрость воеводы Претича»
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в
пиру…»
Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе.

15.
16.

И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом»
И.А.Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

1
1

17.
18.

В. А. Жуковский. «Спящая царевна»
В. А. Жуковский. «Кубок»

1
1

19.

А. С. Пушкин.
«Няне».
« У лукоморья дуб зелёный…»
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»: события и герои
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
сравнительная характеристика героев
Р./ р. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных
вопросов.
Вн. чт. Мои любимые сказки А. С. Пушкина.
Контрольная работа№1 по творчеству И. А. Крылова, В. А.
Жуковского, А. С. Пушкина.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные
жители» как литературная сказка.
Вторая четверть-21 час
К.р.-1

1

10.
11.
12.
13.

20.
21.
22.
23.

24.
25.

26.

1
1

1
1
1
1

1
1
1

Дата
прове
дения
(плани
руемая)

Дата
прове
дения
(факти
ческая)

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Вн.чт.-1
Р.р.-2
Сказочно-условное фантастическое и достоверное в сказке.
«Черная курица, или Подземные жители» как
нравоучительное произведение.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю
годовщину Бородинского сражения.
Образ простого солдата - защитника Родины в
стихотворении «Бородино».
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Заколдованное место».
Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя
«Заколдованное место»
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы
крестьянских детей.
«Крестьянские дети». Язык стихотворения

1
1
1
1
1
1
1
1
1

36.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

37.
38.

«Муму» как протест против рабства.
«Муму»: система образов.

1
1

39.

Р. / р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к
домашнему сочинению.
А. А. Фет. Лирика.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в
плену у горцев.
Странная дружба Жилина и Дины.
Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе
«Кавказский пленник».
Р. / р. «Кавказский пленник». Письменный ответ на один из
проблемных вопросов.
Контрольная работа №2 по творчеству М. Ю.
Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенев,
Л. Н. Толстого.
А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

1

Третья четверть-22 часа
Вн.чт.-2
Р.р.-1
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.
И Тютчев «Зима недаром злится…»,»Весенние воды», «Как
весел грохот летних бурь…», «Есть в осени
первоначальной…» , И. С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З.
Сурикова, А. Н. Плещеева.

1

35.

40.
41.
42.
43.
44.

45.

1

1
1
1
1
1
1

1

46.
47.

48.

А.Н. Майков. «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро»,
«Зимняя ночь в деревне»; И.З. Суриков «Зима»; А.Н.
Плещеев. «Весна».
Р./р. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной
природе русских и удмуртских поэтов.
И. А. Бунин.
«Косцы». Человек и природа в рассказе.
В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

53.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. «Дурное
общество» и «дурные дела»

1

54.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с
голубыми ставнями…».
П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и
Хозяйки Медной горы.
«Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы.
Вн. чт П. П. Бажов. «Малахитовая шкатулка».
К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их
поступки.
«Теплый хлеб»: язык сказки.
Вн. чт. К. Г Паустовский. «Заячьи лапы» и другие
рассказы. О.Поскрёбышев «Рассказ про Топотку»
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

1

«Двенадцать месяцев»: пьеса – сказка и её народная основа.
Р. / р. «Двенадцать месяцев». Письменный ответ на один из
проблемных вопросов.
А. Платонов. «Никита»: человек и природа.
«Никита»: быль и фантастика.

1
1

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в
экстремальной ситуации.
«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.
«Ради жизни на земле…» А. Т. Твардовский. «Рассказ
танкиста».

1

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

1

Четвертая четверть-16 часов
К.р.-1
Р.р.-1
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.
Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо
«Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего
мира природы и своего места в нём.

1

49.

50.
51.
52.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

69.

70.

71.

72.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.
Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов
«Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе.
Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский
пленник»

1

1

73.
74.
75.

76.
77.
78.
79.
80.

81.
82.
83.
84.
85.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон».

1

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба – кит» как юмористическое
произведение.
Р. Л. Стивенсон.
Слово о поэте. «Вересковый мед»: верность традициям
предков.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения
героя.
Д. Дефо «Робинзон Крузо». Характер главного героя
романа
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и
фантастика.
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе
любви.
Р. / р. «Снежная королева». Письменный ответ на один из
проблемных вопросов.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир
детства.
«Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

1

Д. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть
взрослым? Мастерство писателя.
Литературный праздник «Путешествие по стране
Литературии 5 класса».
Контрольная работа №3. Выявление уровня литературного
развития учащихся.
Рекомендации для летнего чтения.

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».