ОБЖ-9

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее – ОБЖ) для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской
образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных
учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы
общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы
/под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в
общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю , 35 часов в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
школьный
учебник
для 9
класса «Основы
безопасности
жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т.
Москва. Издательство «Просвещение», 2008 г.), включённый в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080, и методическое пособие для учителя (Смирнов
А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные
разработки. М. Просвещение, 2010 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она
включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской
программой учебного курса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания
личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности
жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность,
стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами
общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях
снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие
способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с
учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на
безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе
жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное
поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного
отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС;
бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и
здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в
области безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа составлена с учетом дистанционного обучения (во время карантинных
мероприятий). Дистанционное обучение может представлять собой получение материалов
посредством эл почты, учебных телевизионных программ, использование ресурсов
Интернет, различных цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/,
https://www.yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://reshu-oge.ru/, https://zoom.us/

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера,
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности,
общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире (4часа)
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми
Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль
молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния
каждого человека на национальную безопасность России.
Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения
каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности
жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и
национальная безопасность России (3часа)
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация
чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и
последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и
национальная безопасность России (3часа)
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы
национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении
национальной безопасности страны.
Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
(2часа)
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения
при угрозе террористического акта.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени (3часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской
обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в
области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4часа)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение
проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба
на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон
чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов
экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые
человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ(4часа)
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют
преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие
борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от
террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с
терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции.
Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные
меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные
Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению
наркотических средств. Профилактика наркомании.
Тема 8. Основы здорового образа жизни (3часа)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение,
данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные
факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь,
существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья
человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в
формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. (2часа)
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
(3часа)
Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи
Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа
жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.
Тема 11. Основы первой медицинской помощи (4часа)
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4

5
6
7

8
9
10

11
12

13
14
15

16
17
18
19

Тема урока
Раздел I. Основы комплексной безопасности
(12часов)
Тема 1. Национальная безопасность России в
современном мире (4часа)
Россия в мировом сообществе
Национальные интересы России в современном
мире
Основные угрозы национальным интересам России
Формирование культуры населения в области
безопасности
Тема 2. ЧС природного и техногенного
характера и национальная безопасность (3часа)
Опасные и чрезвычайные ситуации
ЧС природного характера
ЧС техногенного характера
Тема 3. Современный комплекс проблем
безопасности социального характера (3часа)
Военная угроза национальной безопасности России
Международный терроризм
Наркотизм и национальная безопасность
Тема 4. Обеспечение личной безопасности при
угрозе террористического акта (2часа)
Виды террористических актов, их цели и способы
осуществления
Правила поведения при угрозе террористического
акта
Раздел II. Защита населения РФ от ЧС (11часов)
Тема 5. Организационные основы по защите
населения страны (3часа)
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации ЧС (РСЧС)
Гражданская оборона
МЧС России
Тема 6. Мероприятия по защите населения от
ЧС (4часа)
Мониторинг и прогнозирование ЧС
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
Оповещение и эвакуация населения
Аварийно-спасательные и другие работы в очагах
поражения
Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и
наркобизнесом в РФ (4часа)

Дата
Дата
проведения
проведения
(планируемая) (фактическая)

20

Законодательная и нормативно-правовая база по
организации борьбы с терроризмом
21
Система борьбы с терроризмом
22
Государственная политика противодействия
наркотизму
23
Профилактика наркомании
Раздел III. Основы здорового образа жизни
(8часов)
Тема 8. Основы здорового образа жизни (3часа)
24
Здоровье человека
25
Здоровый образ жизни и его составляющие
26
Репродуктивное здоровье населения и
национальная безопасность России
Тема 9. Факторы, разрушающие
репродуктивное здоровье (2часа)
27
Ранние половые связи и их последствия
28
Инфекции передаваемые половым путем. ВИЧ и
СПИД
Тема 10. Правовые основы сохранения и
укрепления здоровья (3часа)
29
Брак и семья
30
Семья и здоровый образ жизни
31
Основы семейного права в РФ
Раздел IV. Основы медицинских знаний (4часа)
Тема 11. Оказание первой медицинской помощи
(4часа)
32
Первая медицинская помощь при массовых
поражениях
33
Первая медицинская помощь при передозировке в
приеме психоактивных веществ
34
Итоговая контрольная работа
35
Обобщение материала курса
9 класса. Итоговый урок
Первая четверть – 9 часов
Вторая четверть – 7 часов
К.р. – 1
Третья четверть – 11 часов
Четвертая четверть – 7 часов
К.р. - 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (3012) 55-05-85, 55-05-90, 37-72-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».